Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания в педагогическом наследии возрождения и просвещения. Механизмы нравственного самовоспитания В чем сущность нравственного самовоспитания личности

Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности, преодолеть противоречия между долгом и мимолетным желанием, совестью и ленью. Самовоспитание связано с определением нравственного идеала и созданием программы личного совершенствования. Идеал предусматривает такие параметры развития индивидуального духовно-морального мира, благодаря которым формируется нравственная цельность личности. Она проявляется в единстве сознания и поведения и достигается на уровне этического самосознания старшеклассника как субъекта нравственных отношений. При этом возрастает роль сознательных мотивов, добровольности в следовании моральным предписаниям. Превращение морали из внешних требований и механизма регулирования поведения в систему личных ценностей и саморегулирования происходит в процессе глубокого эмоционального восприятия нравственных норм . Существует определённая зависимость между нравственным идеалом, и содержанием самовоспитания школьников. Дело в том, что учащимся необходимы ещё и образцы нравственного поведения конкретных людей. Пресса даёт нам примеры повседневного нравственного поведения людей (публикации об инициативе, таланте и изобретательности людей), с помощью которых формируется эталон личности человека. Нравственное самовоспитание подростков связано с умением давать отчёт, с самоконтролем, самоотношением, культурой общения и требовательностью к себе.

Самообязательства и их выполнение, умение держать слово, искренность в отношениях со всеми – важные способы самовоспитания в этом плане. В старших классах на основе честности уже становится возможным переход от воспитания к самовоспитанию принципиальности и других нравственных качеств. Нравственное самовоспитание можно организовать на базе любого вида работы. Самовоспитание становится устойчивым тогда, когда учащиеся имеют чёткую программу и овладевают его приёмами и методами. Программа выступает как единство цели, временных границ и средств самовоспитания.

В результате работы по формированию мотивов воспитания подростки сосредоточивают свои усилия на преодолении недостатков в тех видах деятельности, где они чаще всего проявляются. Программа самовоспитания каждого подростка должна состоять, прежде всего, из краткой самохарактеристики с указанием на недостатки. В нравственном самовоспитании школьников любого возраста ведущее значение имеет сформированность коллектива. У подростков на первый план выступает общение как ведущая сфера их самовыражения, самопроявления и самоутверждения. Здесь решающее значение имеют ценности, принятые в среде старшеклассников . Как средство самовоспитания можно использовать общественные поручения. Временные поручения даются подростку главным образом для того, чтобы он понял недостатки своего характера.

Все приёмы побуждения к нравственному самовоспитанию используются в зависимости от ситуации и уровня воспитанности ученика. В современных условиях становится особо актуальной задача трудового и экономического воспитания старшеклассников. Трудовое воспитание и самовоспитание должны связываться с практическим участием подрастающего поколения в совершенствовании общественного производства, в деятельности предприятий, так как отношение к себе невозможно сформировать без включения подростков в трудовые производственные отношения. Трудовое воспитание призвано поставить подрастающее поколение в позицию субъекта труда, преобразователя природы, общественных отношений, творца реальной действительности, что должно сопровождаться управляемым, регулируемым преобразованием духовного мира самого субъекта труда. В этом случае содержание, характер трудовой деятельности, способ её организации являются регуляторами психического развития личности.

Труд и самовоспитание по своей природе – два волевых процесса, требующих идентичной психической активности и совершенствования единого механизма саморегуляции, управления собой. Организуя самовоспитание, мы тем самым готовим личность к труду, а более высокая трудовая воспитанность обеспечивает и более эффективное самосовершенствование. Специфика деятельности и отношений к производству, к людям труда предъявляет определённые требования к самоизучению и саморегуляции поведения школьников. Участие в деятельности способствует правильному прогнозированию её результатов, направленности действий, позволяет лучше определить своё призвание.

И чем лучше учащийся знает особенности своего внутреннего мира, тем продуктивнее его деятельность. С развитием успеха в деятельности у подростков появляется уверенность в своих силах, целеустремлённость и возрастает общественная активность. Личность формируется интенсивнее. Деятельность становится основой самовоспитания, если общественные и социальные идеалы человека соединяются с личными идеалами, обогащают их. Ценность деятельности для самовоспитания определяется степенью её трудности для учащихся. К самовоспитанию побуждает деятельность, нарастающая по трудности, она заставляет вырабатывать новые качества характера и трудовые умения, постоянно тренировать и совершенствовать себя. Деятельность становится основой самовоспитания, если в ней сочетаются личные, коллективные и общественные интересы . Нельзя забывать и об эстетическом самовоспитании. Эстетическое воспитание и самовоспитание призвано сформировать общую эстетическую культуру личности в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения. В этом отношении эстетическое самовоспитание подчинено общему закону: оно неотделимо от воспитания, является его результатом, его углублением, завершением. Но главная особенность эстетического самовоспитания состоит в том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда постоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания. Наука и искусство, объединившись, могут воспитывать человека и побуждать его к самовоспитанию, самосовершенствованию во всех отношениях. В своей взаимосвязи эстетическое воспитание и самовоспитание способствуют решению воспитательных задач во всех направлениях совершенствования личности. Важным звеном в нравственном воспитании является физическое самовоспитание. Функции физического самовоспитания осуществляются тем эффективнее, чем гармоничнее они связываются в единое целое, в систему точно отработанного управления физическим развитием личности. Результативность физического воспитания и самовоспитания определяется тем, как оно сказывается на целостном развитии личности, а не только на здоровье и физических качествах подростков. Физическое самовоспитание способствует гармоническому развитию личности, служит решению самых различных воспитательных задач.

Духовно-нравственное самовоспитание – есть одна из составляющих красоты внутренней. Услышав слова «духовность», «милосердие», «ответственность», мы порой понимаем, как мы далеки от истинного счастья. Невозможно жить в гармонии с самим собой без наличия духовности, милосердия и ответственности. Вы вправе спросить, «а, что же это такое духовно-нравственное воспитание и с чем это едят?». Давайте разбираться вместе. Эти качества не могут быть заложены природой, они воспитываются семьёй, обществом, самим человеком. И главным пунктом здесь будет – самовоспитание.
Духовный человек стремится к познанию высших ценностей. Он переделывает себя, приближая свою жизнь к тому или иному идеалу и освобождая себя от обыденности. А реализация духовности происходит через отношение к окружающему миру на основе добра и красоты, то есть в гармонии. Здесь можно затронуть такое понятие, как совесть.
Нравственность определяется этикой, заложенной в основу сознания. Это возможность человека думать, чувствовать и действовать, опираясь на своё духовное начало. А в соединении эти качества дают возможность действовать согласно со своей совестью. Сейчас мы понимаем, что духовность и нравственность абсолютно неразрывны. Если отсутствует хотя бы одно, начинается деградация человека, общества, культуры. С детства закладываются такие нравственные понятия в воспитании, как совесть, долг, вера, ответственность. Параллельно воспитываются терпение, милосердие, незлобивость; умение различать добро и зло; готовность к служению и преодолению жизненных испытаний. Имея всё это, человек может принять ответственное решение, нести в мир только благо. Нести в мир благо… Творить благо – благо творить.
Мы подошли к ещё одному интересному понятию, включённому в духовно-нравственное воспитание, – благотворительность. Благотворительность многогранна, она не ограничивается в подаянии. Благотворительность делает человека творцом добрых дел. Начиная от тёплой улыбки, внимательного отношения к близким, через умение слушания другого человека, через искреннюю поддержку, до слов признательности и проявления заботы о другом человеке – всё это моменты благотворительности. И чем больше доброты в вашей заботе, тем духовнее вы становитесь. Благотворительность – это то, что по большому счёту не требует материальных вложений. Главное здесь соучастие.
Пришло время рассмотреть ещё одно понятие духовности – милосердие. Дословно – милое сердце или милость сердца. Проявляется милосердие в любви ко всему сущему в мире – к живой и не живой природе, к самой жизни. Милосердие тесно связано и с духовностью, и с нравственностью. Эти понятия не существуют одно без другого, порождая, в свою очередь, друг друга. Наличие этих качеств есть итог постоянного труда над собой.
Не стоит умалчивать и о противоположном качестве милосердия – о жестокости. В современном мире жестокими становятся даже дети. Когда ребёнок или взрослый человек отрывает бабочке крылья; когда пинает, просящего о помощи котёнка или щенка; когда поднимает руку на беззащитного, на младшего, на старика – это беда. Тут некогда разводить руками, – момент упущен, – нужно действовать… Каждый человек сам несёт ответственность за свои поступки, действия или бездействия. Но и влияние общества, семьи не стоит сбрасывать со счетов. Нужно помнить, что дети многое получают от родителей. И особенно быстро они усваивают всё плохое, повторяя неосознанное поведение своих родителей.
Только вы творец своего счастья. И только вы, осознав свои ошибки и исправляя их, можете предотвратить проявление таких ошибок у своих детей и внуков.
А как считаете Вы? Расскажите в комментариях о своём взгляде на духовно-нравственное самовоспитание.
Поделитесь данной статьёй со своими друзьями. Возможно, они тоже захотят принять участие в обсуждении данной темы.
Другие публикации сайта http://akamova.ru/

Спасение человечества только в воспитании, которое становится тем самым величайшей из практических задач людей.

Фихте разрабатывает грандиозный план национального воспитания, в который в качестве главной его части входит руководство самостоятельным нравственным совершенствованием ребенка.

Подвергая блестящей критике культуру современного ему общества и, в частности, общепринятый в нем характер воспитания, Фихте одновременно продолжает разработку содержания и методов такого образования, которое могло бы продвинуть человечество вперед. В этой связи особенно подробно великий мыслитель останавливается на этических проблемах, составляющих фундамент нравственного облика «человека будущего».

В «Системе учения о нравственности» Фихте рассматривает последовательные этапы, какие проходит человек, поднимаясь от низших ступеней нравственного развития к высшим.

Вначале он бессознательно определяется своими чувственными влечениями. Если он определяется только ими, не отдавая себе в этом отчета, он, в сущности, мало отличается от животного.

Если же он начинает рефлектировать над своими чувственными влечениями, но в то же время еще подчинен им в своем поведении, то он уже сознательно делает своей целью собственное благополучие, обеспечивая себе удовлетворение чувственных склонностей.

В этом случае, говорит Фихте, человек поступает тоже как животное, но животное расчетливое. Он сознательно преследует цель собственного благополучия.

Свобода самозаконной воли, определяющейся не чистым, а эмпирическим Я, оборачивается произволом. Это все тот же эгоизм, но только рафинированный.

Максима такого эгоиста – неограниченное и беззаконное господство над всем, что вне нас. У него нет намерения, а только слепое влечение. Но он действует, не имея при этом в виду абсолютно никакого другого возможного основания, кроме собственного произвола. Если смотреть на него с моральной точки зрения, он не имеет ни малейшей ценности, ибо вырастает не из моральности.

Более того, волевой эгоист опаснее, чем эгоист просто чувственный.

Это – развенчание бонапартизма, «героического» характера, превозносимого Шлегелем, Шопенгауэром и Ницше и исследовавшегося Достоевским в «Преступлении и наказании» и в «Бесах». (Вспомним хотя бы Ставрогина из романа Достоевского «Бесы».) Фихте всегда боролся с идеологемой вседозволенности, всегда разоблачал «наполеонизм» как опаснейшее для прогресса проявление тиранического характера.

Фихте отличал беззаконную волю от воли нравственной. Мало научиться подчинять себе свои склонности, говорит он. Нужно еще и самую свою волю подчинить высшему началу – нравственному закону.

Человек оказывается господином своих страстей, приобретя самостоятельность и свободу по отношению к ним257.

Развитие нравственности, таким образом, есть становление «собственно долга». Чтобы воля индивида стала свободной, недостаточно, следовательно, научиться подчинять себе свои склонности. Нужно еще подчинить саму свою волю высшему началу – нравственному закону.

Становление воли и свободы у Фихте есть все более сознательное стремление к преодолению чувственных побуждений и склонностей, подчиняемых добру.

То, что обладает очевидной истинностью для нашей воли, Фихте называл убеждением. Нравственный закон, непреложный для нас как для свободных существ, согласно Фихте, гласит: «Поступай всегда в соответствии с твоими убеждениями».

Убеждение обладает непосредственной достоверностью. Совесть, будучи индикатором отхождения от этой непосредственной достоверности, никогда не ошибается. Поэтому категорический императив Фихте звучит еще и в такой формулировке: «Поступай по твоей совести»258.

Эта трактовка нравственного закона близка к Канту, у которого совесть – интериоризированные интересы человеческого рода в целом, а категорический императив есть требование постоянно учитывать эти интересы.

Нравственный закон повелевает: поступай в безусловном согласии с твоим убеждением о твоем долге! Исполняй всякий раз твое назначение!

«В начале было дело», – неустанно повторял Фихте, и этика долга, активного волевого действования в интересах человечества становится единственным источником счастья – долга конструктивного действия. Фихте считает возможным радостное исполнение долга.

В свете этого понимания человека как космической силы и притом силы самосотворяющейся и наивеличайшей в природе, силы равновеликой в любом представителе рода «человек разумный», «человек самосознающий», т.е. обладающий «я», – понятным становится и содержание нравственного воспитания.

Во-первых, поскольку деятельность автономного нравственного Я приобретает у Фихте величие и силу демиурга, то ясно, что воспитание деятельного начала в человеке в значительной степени совпадает с воспитанием нравственности, а величайшим грехом и отступлением от образа человеческого становится бездеятельность, инертность, лень, косность.

Во-вторых, в содержание нравственного формирования личности включается воспитание любви к человеку как таковому, как принадлежащего к сообществу обладающих животворным самосознанием существ.

Наконец, нравственное становление возможно только как самосотворение (ибо все сотворенное, по Фихте, есть продукт «я»).

Фихте, бывший одним из лидеров борьбы за объединение Германии, за национальное единство как предпосылку расцвета нации, продолжал линию Лессинга, Канта, Гёте, Шиллера на преодоление феодальной раздробленности, княжеского деспотизма и, по словам Ф. Меринга, «габсбургского или гогенцоллернского, вальденского или веттинского квасного патриотизма»259.

В этих исторических условиях патриотическая идея Фихте (как и Канта) приобретала «космополитическую форму», которую необходимо отличать как от космополитизма в полном смысле слова, так и от национализма.

Требования Фихте: непримиримость к национальному сепаратизму и угнетению одной нации другой, равенство всех народов безотносительно к их культурному развитию.

В понятие патриотического воспитания он вкладывал своеобразный и прогрессивный смысл.

Истинный патриот заботится прежде всего о том, чтобы его родина была образцом нравственного и научного совершенства для остального, пока что менее счастливого человечества.

Но такая патриотическая благотворительность, как и всякая иная, должна начинаться дома – в семье.

Воспитание долга в семье предстает у Фихте как процесс предоставления и ограничения свободы, практикования свободы и формирования навыка, т.е. как обучение пользованию свободой. Противоречие между свободой и ее ограничением преодолевается послушанием как добровольным подчинением ребенка воле воспитателя. Нравственный характер этому подчинению придает доверие ребенка к мудрости и добродетельности родителей. Истоком этого доверия являются любовь воспитуемых к достоинствам воспитателей и желание обладать теми же достоинствами.

По мере расширения сферы свободных действий ребенка происходит осмысление, осознание своего послушания, которое превращается при этом и благодаря этому в долг ребенка.

Послушание детей родителям остается нравственными только до тех пор, пока оно согласуется с нравственными убеждениями воспитателей. В противном случае, если безнравственность требований родителей становится непосредственно очевидной ребенку, долгом последнего является непослушание.

Научив ребенка пользоваться своей свободой разумно, нравственно, родители прекращают воспитательные воздействия в рамках подчинения детей.

После завершения воспитания нравственные отношения родителей и детей принимают следующие формы: у родителей – долг заботы о своих детях, у детей – долг почтительности, у тех и у других долг взаимопомощи и взаимной поддержки.

Этическое совершенствование детей. Цель нравственного развития человека – окончательно уничтожить своеволие. На его место Фихте ставит подлинную свободу, зависящую от окружающего мира («не-я»).

В значительной мере оно совпадает с развитием деятельного начала в человеке, тогда как бездеятельность, инертность, лень, косность объявляется источником радикального зла. Нравственность включает также любовь к человеку как носителю самосознания. Само же нравственное становление возможно только как самосотворение.

Цель этического воспитания – формирование доброй воли. Нравственная самостоятельность невозможна без внутреннего расположения к добру. Для этого необходима интеллектуальная самостоятельность, которая должна созреть при полном и гармоническом развитии всех человеческих способностей.

Самой простой и чистой формой нравственности является потребность в уважении. Уважение к себе – первый этап; уважение к взрослым – второй; уважение к «чужому», внешнему, – третий (этап самоуважения).

Фихте против похвал, обещаний, наград; только бескорыстие нравственности ценно.

Необходимо преодоление эгоизма, воспитание самообладания и готовности к самоотдаче. Общая нравственная цель – благо человечества, это – высший критерий нравственности.

Есть только один способ представить себе эту высшую нравственную цель наглядно, чувственно, конкретно – это нравственное общение. Поэтому необходимо общие воспитуемых как подготовка к совместной жизни, к национальной и общегражданской обязанности, а также – к долгу по отношению к самому себе.

Школа должна быть улучшенным сколком общества. Разработанная Фихте идея школы как «маленького государства» оказала очень сильное влияние на мировую демократическую педагогику, которая в ХХ в. охотно превращала школу «в модель общества», приспособленную к специфике ребенка, чтобы эффективнее приспособить ребенка к специфике общества. Непосредственное воздействие Фихте испытали такие представители этой линии в педагогике, как Сесил Редди, Гомер Лейн, Джон Дьюи и др.

Школа осуществляет воспитание обоих полов так, чтобы обучение сочеталось с трудом. Этическое воспитание включает в себя как важнейшую часть «хозяйственное» воспитание. Воспитывающая школьная «республика» (а она нужна именно для отправления этой функции) организует хозяйственное общение, которое школьники поддерживают своим трудом.

Цель этого соединения обучения с трудом в меньшей степени экономическая, в большей – чисто педагогическая, воспитание в труде служит не только подготовке к жизни взрослого, но Фихте видит в этом воспитании в равной степени важное средство общественного, нравственного становления личности, которое не знает никаких привилегий и различий в происхождении.

Необходима и коллективная работа, в ходе которой все помогают друг другу. Это дает общность целей, общий труд, общие трудности, радости и горести.

Духовное общение народа должно быть подготовлено в школе, школа сама должна быть республикой, маленьким самоуправляющимся государством.

Ясность ума и чистота чувства – два необходимых фактора нравственного развития. Из этой цели проистекают и содержание и метод воспитания: через ясность познания – к чистоте воли.

Ясное самосознание («познавай, что ты делаешь, воссоздай, что познаешь») есть путь к ясности человеческого рассудка, а познавательная самостоятельность – не только путь к нравственности, но и есть путь самой нравственности.

Самопознание же дается самосозерцанием.

Что касается содержания нового воспитания, то его исходным пунктом, по Фихте, должны стать стимуляция и формирование свободной духовной деятельности воспитанника, его мышления, в котором впоследствии ему откроется мир красоты и любви.

Фихте подчеркивает, что в сочинениях Песталоцци превосходно освещены те первые шаги, которые должен сделать воспитанник в указанном направлении.

Песталоцци совершенно справедливо осуждает систему обучения, ввергавшую учащегося в темную пучину туманного и непонятного, никогда не позволявшую ему ни достигнуть истины, ни приблизиться к живой деятельности. Это положение Песталоцци согласуется с утверждением Фихте, что подобная система обучения бессильна изменить действительность, заложить фундамент новой жизни.

«Верьте себе!» – без этого лозунга, входящего «в кровь» воспитанника, мы выращиваем, по Фихте, ипохондриков и психастеников. «Проверяйте все, во что вы верите!» – без этого лозунга мы воспитываем верхоглядов и самоуверенных скороспелок.

«Верьте себе!» имеет и еще одно значение: доверьте своим лучшим порывам, кто бы и что бы ни делал дурного вокруг вас.

Из всего сказанного в предыдущей главе видно, что суть нравственного самовоспитания - в стремлении и способности подниматься над самим собой, в сознательном самопреодолении 1 .

Кант, Шопенгауэр, Фрейд и другие буржуазные философы и психологи связывали необходимость самопреодоления с несовершенством физической природы человека. Ее требования, желания и склонности, «основываясь на физических причинах, сами по себе не согласуются с моральным законом, имеющим совершенно другие источники...» 2 . Шопенгауэр особенно категоричен в осуждении «человеческой натуры, в целом настроенной низко и дрянно». Самовоспитание, по Шопенгауэру, есть непрестанная борьба с волей к жизни (т. е. с теми желаниями, что идут от физической природы человека), а конечная цель этой борьбы состоит, как он считает, в том, чтобы очищенный и вознесенный своими страданиями над самим собой человек радостно принял смерть. По существу, точка зрения Канта и Шопенгауэра не отличается от христианского учения о прирожденной греховности человека как физического существа и вытекающей отсюда необходимости «умерщвления плоти», в чем якобы и выражаются святость и величие человека, его духа. Подобные идеи продолжают жить и поныне.

Марксистско-ленинская этика, признавая, что нравственное самовоспитание человека осуществляется через одоление им самого себя, выводит необходимость этого самопреодоления из совершенно иных оснований. Научное человековедение отметает как поповский вздор мысль о прирожденной испорченности и «греховности» человека. Недостатки, как и достоинства, человек обретает в ходе жизни. Жизнь сложна и противоречива, ее влияния на человека, как уже отмечалось, никогда не бывают однонаправленными и при самой совершенной системе воспитания нельзя совсем исключить отрицательное внешнее влияние (среды, окружающих людей), хотя, разумеется, характер и интенсивность этого влияния не могут быть одинаковыми. Реальная жизнь социалистического общества ведет ко все более полному слиянию личного и общественного в интересах людей, а вся система воспитания ей в этом помогает. Однако важно следующее: это слияние предполагает и самопреодоление, самоподчинение, борьбу человека со своими недостатками.

Вот перед нами летчик, который берется испытать в небе новую машину. Он приступает к этому очень нужному для общества делу с полным сознанием ответственности и с личной заинтересованностью. Казалось бы, налицо полное слияние личного с общественным. И нет никакой необходимости глушить, тормозить что-то личное ради общественного. Но ведь летчик, каким бы он ни был храбрым, не может не чувствовать известного опасения за исход испытания, ведь он-то знает, сколь рискованно его дело, и чувство страха совершенно естественно в его положении (во всяком случае, люди по-настоящему мужественные и не раз бывавшие один на один со смертельной опасностью это не отрицают). Значит, свой страх - а он в данном случае есть не что иное, как проявление инстинкта самосохранения - надо подавить, заглушить, чтобы сделать то, что летчик хочет и должен в силу задания сделать. То же самое можно сказать о дружиннике, идущем на вооруженного хулигана Могут возразить: это-случаи особые, Верно, особые, хотя и не столь уж исключительные, чтобы о них совсем не стоило говорить. Ни один из нас не может быть уверен, что жизнь никогда не поставит его в рискованное положение, в принципе похожее на положение летчика-испытателя и дружинника. Но возьмем самый обычный, повседневный наш труд, и мы увидим, что он тоже требует от нас самоподчинения и самопреодоления. «В каждом виде деятельности есть элементы, вызывающие интерес, повышенное положительное эмоциональное состояние. Однако в труде, учении и даже игре немало будничного, малоинтересного, эмоционально непривлекательного, но важного, необходимого» 3 . Вот тут-то и нужны личная воля, самодисциплина, самопонуждение. Особенно важно учитывать это в подготовке к труду нынешних школьников, чтобы они заранее знали, что в любой профессии значительную долю составляет труд по необходимости. Поэтому правильнее, на наш взгляд, было бы сказать так: смысл коммунистического воспитания и подлинная нравственность состоят в том, чтобы общественное делать личным, что, однако, предполагает способность к отказу от эгоистически-личного, к самопреодолению. Если эту способность не культивировать, не развивать, то не будет слияния личного с общественным. Человек просто не в состоянии будет хорошо делать то, что от него общество требует и что он сам хотел бы сделать, если он не выработает в себе способности преодолевать собственную лень, собственный страх, собственные, мешающие делу привычки и привязанности. И не было бы никакого самовоспитания, если бы жизнь, работа не требовали от человека постоянного самопреодоления.

В. А. Сухомлинский, заслуги которого в развитии теории и практики коммунистического воспитания общеизвестны, говорил, что «сущность самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставить себя» 4 . «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, чего не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли». «Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия - капризность, обидчивость, болезненное самолюбие, Из этих семян вырастает индивидуализм»; «Человек - это прежде всего сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя» 5 . Эти афоризмы выдающегося советского педагога необходимо шире пропагандировать, они вполне заслуживают того, чтобы стать основными правилами воспитания и самовоспитания.

Но совместима ли установка на добровольное самопреодоление (самоограничение, самоотказ) с личной удовлетворенностью и счастьем? Наверно, если бы они исключали друг друга, то самовоспитанием никто и никогда не захотел бы заниматься. Даже об аскетическом самоограничении нельзя сказать, что оно не имеет в виду личное счастье: ведь не из любви к страданиям монахи носили тяжелые вериги и грубые власяницы, а з надежде на воздаяние, на райскую загробную жизнь, то есть в конце концов на счастье, по-своему понимаемое и, конечно же иллюзорное.

Если бы мы сказали, что в словах «Стремись все делать наперекор своим желаниям» выражена формула нравственного самовоспитания, то это было бы совершенно ошибочное суждение. Самовоспитание предполагает, включает самопредоление, но не сводится к нему. Человек преодолевает те или иные свои желания, интересы ради своих же целей, интересов, которые ему представляются более важными. В борьбе за общие цепи, за общее счастье народа человеку нередко приходится преодолевать самого себя, и без этого не может быть общего счастья. А там, где нет общего счастья, там не может быть и счастья личного. К тому же известно, насколько интенсивно переживает человек сознание собственной моральной силы или, напротив, собственного малодушия. Никогда высокоморальный человек так не презирает себя, как в тех случаях, когда поддался эгоистическому порыву, забыл о порядочности и принципиальности. Что может быть мучительнее такого самосуда? Но, с другой стороны, ничто не доставляет ему столь высокого удовлетворения, как осознание власти над собой, над своими склонностями, как то, что Кант считал высокой радостью исполнения долга и называл самоудовлетворенностью 6 .

Один активно занимающийся самовоспитанием молодой человек пишет, как он боролся со страхом: «Целую систему сознательных «спецтренировок» осуществил я в борьбе с ним. По 15- 20 км ходил ночами по волчьим лесам, по бездорожью. Переплывал, опять же ночью, в безлюдье, множество рек... Прыгал с парашютом, причем с задержкой, когда и без нее-то поджилки тряслись. Но зато чего стоит это ощущение власти над собой и обстоятельствами! Самое же большое удовлетворение испытывал, когда, рискуя «положением» и рядом «благ», говорил правду, поступал по правде» 7 .

Эта радость от сознания власти над собой, над своими мелкими, эгоистическими страстями и склонностями, сознание определенной независимости от них и является внутренним стимулом нравственного самосовершенствования. Л. Толстой писал: «Трудно победить дурное расположение духа и недоброжелательство к человеку, но можно. И если хоть раз удастся, то испытаешь такую радость, что захочется испытать ее и другой раз» 8 , Преодоление собственных недостатков не только приносило ему глубокое удовлетворение, но и было, по признанию Л. Толстого, одной из причин успехов в художественном творчестве. И действительно, без постоянного самоанализа, без суровой самокритики и требовательности к себе не могло бы быть великого мастера изображения бесконечно сложной диалектики человеческой души.

Казалось бы, самое большое и устойчивое счастье в том, чтобы всегда удовлетворять все свои желания. На самом же деле это - путь к несчастью. Еще Ж.-Ж. Руссо говорил, что верный способ сделать ребенка несчастным - приучить его ни в чем не встречать отказа.

Самовоспитание-дело трудное, куда проще идти на поводу своих слабостей, Вверх подниматься труднее, чем катиться вниз. Дорога вниз имеет мало остановок, сказал как-то Т. Драйзер. И тот, кто думает, что можно прожить, ни в чем себе не отказывая, ни разу «не беря самого себя за шиворот», тог обязательно скажется внизу - несчастным и безвольным. Так что единственное достойное человека и возвышающее его счастье - это счастье, связанное с самопреодолением а труде, в борьбе за общее и свое собственное благо.

Конечно, если бы желания, страсти, стремления человека всегда были хороши и не было бы среди них дурных и мелочных, то ничего плохого не было бы з том, что человек всегда следует своим желаниям. Но в том-то все и дело, что человек сложен, противоречив. «Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою» 9 , «Всякий человек бывает слаб...» 10 . Даже люди с очень сильной волей и целеустремленные могут а каком-то отношении оказаться весьма слабыми. Поэтому и нельзя признать совершенно правильным нередко встречающееся утверждение: «Человек - не враг самому себе». В каком-то отношении он все-таки и враг самому себе, всему тому, что он находит в себе дурного, мелкого, слабого, «Человек - не враг самому себе» - это вполне может быть формулой самооправдания тех, кто не хочет одолеть той или иной своей слабости, а также эгоистов, не способных на самоотверженный поступок, на доброе дело, связанное с личным риском и с возможностью каких-то личных утрат.

Люди не делятся на хороших во всех отношениях и на плохих во всех отношениях, на овец и козлищ, как говорили в стародавние времена. Такое разделение людей по их моральным качествам было бы слишком грубым и, по сути, метафизическим, потому что каждый отдельный человек представляет собой некое единство противоположностей. «Люди ведь все точно такие же, как я; то есть пегие - дурные и хорошие вместе...», - написал в своем дневнике Л. Толстой 18 мая 1890 г. История дает нам немало примеров того, как люди, думавшие иначе, совсем не так, как Л. Толстой, и считавшие себя абсолютно чистыми, непогрешимыми, «святыми», оказывались отвратительными деспотами. Такие люди находятся в полном согласии со своей совестью, она их никогда не беспокоит, да и не может беспокоить, потому что ее у них просто нет.

Разумеется, хорошее и дурное, доброе и злое, что есть в людях, нельзя представлять внеисторически, статично, Реальное, объективное содержание этих категорий изменяется от эпохи к эпохе. Но абсолютного согласия человека с самим собой не может быть, потому-то моральный человек и продолжает постоянно самовоспитание, всегда стремится в этом отношении достигнуть еще большего и лучшего.

Когда мы говорим, что в одном и том же человеке могут сочетаться и новое и старое, и доброе и недоброе, и возвышенное и мелкое, то это вовсе не должно быть понято как признание двоедушия или болезненной расщепленности сознания. Речь идет не о двоедушии лицемера и не о патологических отклонениях з психике, а об обыкновенном сознании обыкновенного человека. Указанные выше противоречия в какой-то мере могут быть свойственны и положительной, целостной личности. Она является целостной не потому, что пребывает в стабильном, ненарушимом согласии с самой собой и всегда собою довольна, а потому, что не старое, а новое, прогрессивное доминирует в сознании такого человека, который к тому же обладает достаточной силой и мужеством, чтобы осознать и признать свои недостатки и избавиться от них.

Здесь необходимо разъяснение относительно природы старого, негативного в социалистическом обществе, Все ли старое, отрицательное, что встречается в сознании людей в социалистическом обществе, есть непременно остаток, пережиток досоциалистического прошлого? Если понятия «старое» и «пережитки досоциалистического прошлого в сознании советских людей» отождествить, то это будет означать, что все отрицательное в их сознании воспринято от прошлого и ничто отрицательное не является и не может быть продуктом саморазвития социализма, Однако известно, что в каждом сложном явлении (в данном случае в социалистическом обществе) есть свое новое и свое старое, а не только то, что пришло от предшествовавших социально-экономических формаций.

Нетрудно понять, почему мы обычно говорим о пережитках капитализма в социалистическом обществе: социализм вышел из капитализма и получил от него во многих отношениях довольно тяжелое «наследство». Но сегодня, если угодно, само сведение всего негативного, старого к пережиткам капитализма выглядело бы как своеобразный «пережиток», анахронизм. Оно увело бы нас от анализа современной социалистической действительности, ее собственных {а не воспринятых лишь от прошлого) противоречий. Но это, так сказать, «новое старое», другое старое. Хотя, как и всякое старое, оно является тормозом нашего развития и подлежит преодолению, однако оно принципиально отличается от того старого, что перешло к нам по наследству от досоциалистических эпох - частнособственническая психология, стяжательство и т. д. Во всех сферах жизни социалистического общества происходит диалектический процесс развития, совершенствования, который неизбежно предполагает и устаревание отдельных форм жизнедеятельности и сознания, которые для своего времени необходимы и прогрессивны, а затем превращаются в свою противоположность.

То старое, что пришло из досоциалистического прошлого, выступает как антипод всему социалистическому (коммунистическому). Оно внутренне связано со всей системой общественных отношений, существовавших до социализма, входит в структуру этих отношений, является не чем-то чуждым ей, а, наоборот, выступает как ее необходимый компонент. В социалистическом обществе эти явления хотя и отмирают не сразу, хотя и существуют, но они чужеродны ему.

Этого нельзя сказать об устаревающих формах, элементах собственно социалистического бытия и сознания. Так, скажем, привычка работать за определенную плату, как и сам принцип распределения по труду, свойственные социализму, со временем будут чем-то старым, и от них общество откажется. Но подобное старое ни при каких обстоятельствах не может быть антиподом социалистическому (коммунистическому). Итак, целостная личность не та, что начисто свободна от старого в своем сознании, а та, у которой это старое не противоположно коммунистической (социалистической) морали. Но и оно, подчеркиваем, должно преодолеваться с помощью всех средств воспитательного воздействия на личность. И, конечно, собственными усилиями самой личности.

Личности социалистического (коммунистического) типа не свойственны самодовольство и самоуспокоенность. Напротив, ее отличают повышенная требовательность по отношению к себе, внутренний самоконтроль, что иначе называется совестью. Самовоспитание неразрывно связано с воспитанием совести. Если бы в самом деле каждый человек пребывал в постоянном и ненарушимом согласии с самим собой, то совесть была бы не нужна людям, ей «нечего было бы делать». Совесть была и будет нужна как внутренний регулятор поведения, который помогает ему в борьбе с собственным эгоизмом, со своими недостатками. Способность к нравственному самовоспитанию всецело определяется действенностью этого регулятора. В умении самого себя контролировать, оценивать, поправлять и одолевать - показатель высшей нравственной зрелости и культуры, подобно тому, как высшая культура мышления выражается, по точному замечанию Э. В. Ильенкова, в умении полемизировать с самим собой 11 .

Нравственный прогресс социалистического общества связан с повышением требовательности каждого индивида прежде всего самому себе, Совесть - это нравственная самокритика, нравственный самоконтроль. Заметим в этой связи, что установка нашей партии на развитие критики и самокритики свидетельствует о моральном величии партии коммунистов. В способности партии признавать свои ошибки и исправлять их В. И. Ленин видел силу и зрелость партии и называл ее умом, честью и совестью нашей эпохи. Критика и самокритика - не только совершенно необходимое условие разрешения противоречий социалистического (и коммунистического) общества, но вместе с тем и могучий рычаг нравственного самосовершенствования индивидов, коллективов, общества в целом, это - мужественная школа совести, по выражению Р. Роллана.

Самокритика - дело совсем нелегкое. Однако она возвышает и очищает людей. Наоборот, некритическое отношение к себе, повышенное самомнение принижают и ослепляют человека, мешают его росту и служат источником куда более тягостных душевных мук, но таких, которые не возвышают и не очищают человека, а свидетельствуют о его глубоком кризисе и падении. «Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти - выдать себя за большее, чем они есть» 12 .

В борьбе с отклонениями от норм социалистической нравственности наше общество стремится сделать все, чтобы оградить себя от недобросовестности некоторых граждан, создать такие условия, чтобы исключались или по крайней мере сводились к минимуму возможности нарушения общественных интересов - хищения, разбазаривание народного богатства, приписки, выпуск недоброкачественной продукции и т. д. Улучшаются система учета и контроля, порядок хранения коллективной собственности, совершенствуется законодательство. Чем меньше остается всякого рода щелей и лазеек, которыми пользуются недобросовестные люди, чем надежнее ограждены общественные интересы, тем труднее их нарушить. И все-таки самое важное и нужное - чтобы у человека не было желания сделать это даже тогда, когда и лазейка открыта, и свидетелей нет. Выгоды совести, по верному замечанию А. В. Луначарского, в том, что при ней не надо следить за человеком. «Воспитывать самого себя, - писал В. А. Сухомлинский, - это значит уметь переживать угрызения совести... Тонкость и мудрость воспитания как раз и заключается в том, чтобы научить человека наказывать себя» 13 .

Таким образом, получается, что нравственное самовоспитание есть воспитание человеком собственной совести. В то же время нельзя нравственное самовоспитание свести целиком и полностью к воспитанию совести, нравственные качества многочисленны и многообразны, но все же совесть среди них занимает особое место, она не просто одна из многих нравственных характеристик личности, а нечто настолько важное среди них, что если ее у человека нет, если, говоря иначе, он бессовестный, то он и безнравственный.

Но может ли человек собственную совесть воспитывать, формировать, усиливать, как усиливают, скажем, силу мускулов?

Если считать,как это делают этики-богословы, совесть голосом бога в человеке, если понимать ее как что-то изначальное, врожденное и интуитивное, то, конечно, в этом случае придется признать, что совесть не может быть следствием воспитания и самовоспитания. В лучшем случае оно может разбудить совесть, неизвестно откуда взявшуюся, но не может формировать ее. Но совесть, как и нравственное сознание в целом, есть отражение общественного бытия людей, она формируется и изменяется под влиянием конкретных условий жизни. Однако сознание и совесть как элемент, «часть» сознания 14 формируются не без личного участия индивида. Если бы нравственное самовоспитание не имело никакого отношения к совести, если бы моя совесть никоим образом не зависела от меня, то и не было бы никакого нравственного самовоспитания, потому что нет нравственности без совести.

Каким же образом совесть может зависеть от самого человека- носителя совести? Известно, что совесть есть единство рационального и эмоционального. Она есть некое достаточно глубоко усвоенное знание 15 . Не всякое знание, а знание должного, того, как человек должен поступать. Совесть неотделима от убеждений человека, то есть от тех принципов, которые определяют его поведение. А принципы, по справедливому замечанию И. Канта, должны быть основаны на понятиях 16 . Понятия о жизни, о том, как должно жить, человек вырабатывает сам, никто за него это сделать не в состоянии. Через постижение объективных законов общественного развития наш современник усваивает и понятие о долге, суть которого состоит в том, чтобы действовать в согласии с требованиями этих законов, в соответствии с коммунистической перспективой общественного развития. Таким образом, коль скоро каждый из нас может и должен увеличивать сумму и глубину собственного социального знания (а его неотъемлемой частью является и знание принципов марксистско-ленинской этики), то уже тем самым каждый из нас оказывается способным сформировать в себе совесть.

Если совесть есть знание, то, как и всякое знание, она не может быть совершенно безошибочной. Будучи «внутренним судьей» человека, она сама является объектом оценки, анализа со стороны собственного разума индивида, который вносит коррективы в свои представления о должном и при этом неизбежно корректирует саму совесть, являющуюся «инобытием долга». Высшим же «арбитром» истинности нравственных убеждений человека являются общественная жизнь, практика.

Но совесть есть не только знание, а вместе с тем и чувство. Говорят, чувству приказывать нельзя, что не совсем точно. Разные бывают чувства, и одним из них действительно приказывать нельзя (нельзя приказать себе полюбить или разлюбить, возненавидеть кого-то), другим же можно (например, можно подавить в себе чувство страха). И во всяком случае на любое чувство можно повлиять доводами разума, потому что рациональное и эмоциональное- это не изолированные друг от друга сферы человеческой психики, они тесно взаимодействуют в едином процессе отражения. Не подлежит сомнению, что чувство, голос совести можно в себе заглушить, что и делает сплошь и рядом преступник. Но то, что можно в себе заглушить, можно соответственно и оживить, разбудить путем размышления и предвидения того, что может последовать за неблаговидным поступком. А главное, совесть - и как знание, и как чувство - развивается через делание добра людям, а быть добрым или недобрым - это в нашей власти, это в большой мере от нас зависит.

Воспитанию и самовоспитанию совести советского человека в громадной степени способствует то, что в социалистическом обществе жить по совести в конце концов выгоднее для самого человека, чем быть бессовестным. В прежние времена в антагонистическом обществе совесть была весьма невыгодной, непрактичной «вещью». Скажем, чтобы разбогатеть или продвинуться вверх по социальной лестнице, нужны были бессовестность, умение прислуживаться и «работать локтями». Совесть стесняла, была «рамкой», тормозом, ограничивающим возможности достижения жизненного успеха. Поэтому и появились такие пословицы, как: «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «не пустишь душу в ад, не будешь богат». Люди с обостренным чувством совести и справедливости становились в этих условиях борцами, революционерами. Такое положение характерно для любого общества, основанного на эксплуатации человека 17 .

Совесть как осознанная необходимость поступать в соответствии с моральными и правовыми нормами социалистического общежития, с интересами общества, которые являются в то же время и коренными интересами индивида, становится гарантией его жизненного успеха, а бессовестность в конечном счете - невыгодной для него. Здесь уже только «от трудов праведных» зависит жизненный статус человека. Только живя и трудясь по совести, человек может занимать в обществе достойное положение. Но вот что важно: жизнь со спокойной совестью и спокойная жизнь-совсем не одно и то же. Совесть строителя нового общества побуждает его к активной борьбе со злом - которое, кстати, во многих своих ипостасях агрессивно, - со всем тем, что мешает прогрессу, и она может быть спокойной лишь при сознании, что ты сделал все, что мог в этой борьбе. Это непрекращающееся противоборство нового и старого в общественной жизни неизбежно связано с самопреодолением индивида в борьбе за новое, должное, за добро против зла 18 .

Конечно, это совсем не та борьба, которую мы наблюдаем в антагонистическом обществе. Ее формы в зрелом коммунистическом обществе несомненно будут, существенно отличаться и от тех форм, которые она принимает на стадии социализма, когда з отдельных коллективах соотношение нового и старого временно складывается не в пользу нового, передового и следование велениям долга и совести бывает сопряжено с известным риском. С переходом к коммунизму, как правильно замечает А. И. Титаренко, «изменяются, становятся более гуманными... сами типичные ситуации морального выбора...» 19 . Происходит смягчение нравственных конфликтов. Но было бы неправильно истолковывать эту реальную тенденцию в том смысле, что постепенное слияние общественного и личного в интересах людей означает отмирание необходимости в подчинении личного общественному, в необходимости самопреодоления (самоограничения) в борьбе за достижение все более высоких социальных целей.

Без этого, вероятно, и борьба не была бы борьбой и стало бы совсем бессмысленным понятие подвига, который мы ценим не только в силу его объективных и полезных для нас последствий, а и потому также, что знаем: легкого подвига, как бы ни изменялись его формы и виды, не бывает, и труден он не потому лишь, что человеку, совершающему подвиг, приходится преодолевать необычные внешние препятствия, но и потому, что подвиг -это проявление высокоразвитой способности преодолеть самого себя.

Если суть нравственного самовоспитания в самопреодолении, то совесть - не просто союзник человека в борьбе со своими недостатками, а нечто большее - ее главная движущая сила, от нее исходят стимулы этой борьбы.

Что бы человек ни делал, он руководствуется при этом своими потребностями, они - в основе всей жизнедеятельности человека. «Никто не может сделать что-нибудь, - говорил К. Маркине делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей...» 20 . Потребности существенно влияют на поведение, на образ жизни человека, на весь его облик. Они определяют не только то, что человек хочет, чего он добивается, то есть не только цели деятельности, но и способ деятельности, средства достижения поставленных целей. Поэтому можно сказать: каковы потребности человека, таков и он сам. Коммунизм предполагает удовлетворение разумных потребностей, то есть таких потребностей, которые согласуют с возможностями общества, его производственно-технической базы (неразумно требовать невозможного). Потребности возникают и складываются объективно, прежде всего как следствие развития материального производства, что, однако, вовсе не означает, что этот процесс совершается как-то помимо человека, что сам человек не может на него влиять, его регулировать. Саморегуляция человека означает и регулирование им своих собственных потребностей. Сам термин «разумные потребности» предполагает возможность и необходимость контроля со стороны разума, каждый человек может и должен осознавать, что в его потребностях разумно, что ему действительно нужно, а что не нужно вовсе, является мнимой, искусственной потребностью, вредной «блажью», «баловством» (вроде курения табака). Самоанализ, который является предпосылкой всякого самовоспитания, необходимо включает в себя и анализ собственных потребностей. Преодолеть себя -значит преодолеть и какую-то свою мнимую или негативную потребность, но при этом данная потребность непременно должна быть осознанна самим человеком как неразумная. Это осознание должно сочетаться с эмоциональным неприятием объекта данной потребности, с отвращением к нему. В своей книге «Моя жизнь» М. Ганди цитирует стихи Нишкулананда:

Отказ от чего-либо без отвращения

Не будет продолжительным 21 .

Отказ (запрет) только тогда и эффективен, когда он является самоотказом (самозапретом), «навязанные запрещения редко достигают цели, но когда сам налагаешь их на себя, они несомненно благотворны» 22 .

Итак, нравственное самовоспитание предполагает более или менее ясное осознание человеком характера своих потребностей, их общественного смысла, и чем это осознание яснее, тем успешнее может быть самовоспитание, тем вернее то направление, в котором оно осуществляется.

Коль скоро нравственное самовоспитание есть самопреодоление, то оно оказывается тесно связанным с волей. Она необходима человеку, чтобы поступать в соответствии с велениями долга, по совести (было бы легко и просто быть высоконравственным человеком, если бы любое действие по долгу и совести вполне совпадало с личными желаниями); воля нужна и тогда, когда в результате самоанализа человек счел какие-то из своих потребностей неразумными и хотел бы от них отказаться.

Это противоречие между «хочу» и «надо» появилось еще на заре человеческой истории, когда только что отделившийся от животного мира человек должен был, подчиняясь суровым требованиям родового коллектива, подавлять в себе «зоологический индивидуализм». Это была начальная школа нравственного самовоспитания, Противоречие между «хочу» и «надо» относится к числу вечных. Конечно, его конкретное содержание, степень остроты и формы разрешения - все это выглядит по-разному в различных исторических условиях. Но как бы то ни было, без волевого напряжения и порой самообуздания человека разрешаться оно не может-нигде и никогда.

Дело в том, что хотя воля и вырастает из интереса, из какого- то желания и стремления, но она вовсе не тождественна им. Напротив, она представляет собой выработанную в ходе исторического развития способность человека преодолевать одни свои интересы ради каких-то других интересов. Воля там только и проявляется, где сталкиваются в одном и том же человеке различные интересы (желания, хотения, стремления), она есть выражение извечной противоречивости интересов человека, в которой отражена противоречивость его общественного и индивидуального бытия.

Воля закаляется в борьбе с трудностями - не иначе. Всякая борьба с трудностями имеет свою внешнюю (объективную) сторону и сторону внутреннюю (субъективную), так как означает преодоление не только каких-то внешних препятствий, но и таких препятствий, которые человек находит в самом себе на пути к осуществлению задуманного действия. Эти внутренние преграды могут быть самого различного свойства: страх, лень, какие-то личные привязанности и привычки и т. д. и т. п. Получается, что, когда человек сталкивается с какой-то трудностью, он сталкивается при этом и с самим собой. Все это лишний раз подтверждает ту истину, что нравственное самовоспитание невозможно вне практической деятельности. Оно есть самокритика, но такая, которая не останавливается на стадии самоанализа, самооценки, а переходит в дело, в действие. Известная воля нужна человеку и для признания, хотя бы перед самим собой, собственных недостатков. Но куда большее напряжение воли нужно для их практического исправления.

Не принимая во внимание волю, ничего нельзя понять в вопросах нравственности. История этики дает немало примеров, когда все сводилось к знанию человеком того, как должно или как было бы полезно для него самого поступать. В наше время успехи научно-технического прогресса породили, кое у кого нечто вроде «кибернетического высокомерия», иллюзорное представление, что наука якобы все может. Новейшие ЭВМ якобы дадут человеку возможность в любом случае найти единственно верное решение и тем самым избавят человека от необходимости морального выбора и от всего, что с ним бывает связано, - от колебаний, внутренней борьбы и т. д. Правильные поступки будут гарантированы ЭВМ, и совесть за ненадобностью навеки уснет, отомрет. Если бы нравственный выбор сводился к простому бухгалтерско-математическому подсчету, то это было бы концом морали. Тогда ни о каком самопреодолении и самовоспитании не было бы и речи. Но в том-то и дело, что возможности науки, знания тоже ограниченны. Разумеется, знание помогает сделать правильный выбор. Особенно велика роль истинного обществоведческого знания там, где приходится решать не мелкие, житейские вопросы, а выбирать свою позицию и действовать в сложных ситуациях. Но как бы ни были истинны и обширны познания человека о своей социальной среде, они не снимают проблему самопреодоления.

Если бы люди совершали дурные поступки только потому, что не понимают, что они дурны, не умеют предвидеть их последствий, то нравственное воспитание и самовоспитание целиком сводилось бы к просвещению и самопознанию. Но в том-то и дело, что одного лишь знания и понимания совершенно недостаточно для того, чтобы поступать правильно, нравственно. Нужна еще воля. Это нечто отличное от знания, она не приходит к человеку вместе со знанием, хотя как-то и зависит от него.

Если нравственное самовоспитание есть самопреодоление и требует напряжения воли, то возникает вопрос: откуда ей взяться, от чего она сама, ее сила, ее энергия зависят?

Ясно, что самовоспитание не может быть самоцелью. Самовоспитание как самоцель - это бессмысленная самодрессировка. Оно всегда подчинено определенной цели, последняя составляет внутренний стимул самовоспитания, и чем она значительнее, тем значительнее и результаты самовоспитания. Рахметов, герой романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» не стал бы столь сурово закалять себя, свою волю, если бы не был захвачен идеей революции, служения народу. Жизнь великих людей и особенно революционеров- соратников В. И. Ленина и прежде всего самого В. И. Ленина показывает, что избранная ими главная жизненная цель имела решающее значение в формировании их личностных качеств,

Таким образом, проблема нравственного самовоспитания смыкается с запросом о генеральной установке человека, о цели и смысле жизни. «Пока я не знаю - зачем, я не могу ничего делать» 23 , - писал Л. Толстой. Если человеку, который хотел бы заняться самовоспитанием, неизвестно, зачем он должен «ломать», преодолевать себя, то не может быть у него устойчивого желания и сил, необходимых для этого. Более того, сама необходимость жить может быть поставлена (это, разумеется, крайний случай) под сомнение, что, кстати, и случилось однажды с Л. Толстым в пору тяжелого духовного кризиса.

Но жизненная цель человека, его генеральная установка, определяющая общий стиль его жизни и деятельности, находятся в неразрывной связи с его мировоззрением. От него зависит, во имя чего человек воспитывает свою золю, преодолевая самого себя: ради целей своекорыстных или благородных и гуманных.

Значит, без устойчивого коммунистического мировоззрения у человека, живущего в социалистическом обществе, не может быть высокой цели, а следовательно, и не найдутся силы, необходимые для преодоления трудностей, для борьбы с собственными недостатками, и даже осознания их может не произойти. Формирование у каждого советского человека коммунистической идейной убежденности есть первейшее условие, от которого зависят и направленность, и интенсивность нравственного самовоспитания.

Но здесь мы как будто оказываемся в «порочном кругу»: с одной стороны, утверждаем, что мало знать, как нужно поступать - нужна еще воля; с другой стороны, говорим, что воля- нечто производное, зависящее от мировоззрения, то есть от знания. И такой «порочный круг» получился бы действительно, если бы воля и мировоззрение (сознание вообще) рассматривались изолированно от бытия людей, как нечто совершенно самостоятельное. Однако и воля, и мировоззрение определяются бытием, зависят от него, отражают его.

Бытие социалистического общества таково, что оно порождает у людей коммунистическое мировоззрение. Но происходит это, разумеется, не само по себе: коль скоро это мировоззрение научное, то формирование его у людей предполагает усвоение марксистско-ленинской науки. Данная, наличная социалистическая реальность, социалистическое бытие определяют и глазную, перспективную цель общества - построение коммунизма. Эта общая цель становится личной целью каждого человека. Она придает его жизни высокий социальный смысл. В соответствии с этой великой целью советский человек строит свои конкретные жизненные планы. Эта цепь, составляющая генеральную установку сознания советского человека, ядро, стержень его мировоззрения, и является главным источником его энергии. Чем яснее она осознается человеком, чем более он воспринимает ее как свою собственную цель, личную сверхзадачу, тем более он способен преодолевать неизбежные трудности. И тем сильнее в нем золя к самосовершенствованию, потому что цель всегда определяет средства, необходимые для ее достижения, а среди этих средств - и духовно-нравственные качества личности, которые должны быть адекватны цели, чтобы последняя вполне могла стать реальностью.

Образ жизни общества, основанного на эксплуатации человека человеком, предрасполагает к тому, что человек (во всяком случае это можно сказать о подавляющем большинстве представителей господствующих классов), если он стремится выработать в себе способность владеть собой, руководствуется при этом намерением властвовать над другими. Впасть над собой нужна ему как средство для утверждения своей власти над другими людьми. Другой, более важной цели самовоспитания быть у него не может. А между тем «человек должен владеть только самим собой, а другими владеть он не должен» (М. Горький).

В социалистическом обществе умение владеть собой, самообладание и самовоспитание нужны человеку для того, чтобы с максимальной пользой служить другим людям. Самовоспитание из средства эгоистического самоутверждения превращается в средство утверждения себя как активного соучастника совместной деятельности народа, направленной на осуществление коммунистического идеала».

Похожие материалы:

САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ.

Предмет: Основы этики и психологии семейной жизни.

Класс: 10.

Урок провел: преподаватель Капустин Р.И.

Цель: показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Актуализация знаний.

1. Что такое характер? Для чего нужно знать характер человека? Что такое бесхарактерность?

2. Какие черты характера отображают направленность личности?

3. Какие черты характера относятся к волевым?

4. Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Можно ли в себе воспитывать новые черты характера?

5.Что такое темперамент? Виды темперамента?

6. Рассказать про положительные и отрицательные черты холерика и сангвиник.

7. Рассказать про положительные и отрицательные черты флегматика и меланхолика.

8. Нужно ли учитывать черты темперамента при межличностном общении? Почему?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

Личность и самовоспитание

Время, в которое мы живем и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании - значит отстать от времени, быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.

Особенно остро вопросы самосовершенствования встают перед юношами и девушками, оканчивающими школу или другое среднее учебное заведение и решающими для себя, как жить дальше, какие качества необходимы для будущей жизни, достаточно ли развиты способности для выбранной профессиональной деятельности, как построить будущую семью и пр.

На предыдущих занятиях мы с вами рассмотрели необходимость в потребности размышлять о себе, осознать свои личностные качества. Вы ознакомились с видами темпераментов, положительными и отрицательными чертами характера, зависимостью развития уровней способностей от направленности личности, проанализировали, что хотелось бы изменить в себе. Необходима ежедневная потребность изменять, совершенствовать свой характер, работать над собой, развивать свои личностные и интеллектуальные качества личности.

Без сформированной потребности в самовоспитании, в саморазвитии невозможно правильное формирование личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Конечно, потребность так быстро не формируется, и необходимо, во-первых, постоянно самостоятельно возвращаться к проблеме самовоспитания и саморазвития, ставить и выполнять посильные задачи, во-вторых, организовать и наладить совместно с окружающими вас взрослыми людьми (родителями, учителями, положительно направленными личностями) свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы лучше понять, познать самих себя.

Отвечающий за себя человек не вправе объяснять свои недостатки, свою низкую культуру тем, что его плохо воспитали, снимать с себя ответственность за это и взваливать ее на своих родителей и учителей. Необходимо самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Без него не обойтись тому, кто хочет принести своим близким счастье, кто хочет быть другом, добиться успехов в учении и труде, быть счастливым в семейной жизни.

Стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала , т. е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. Особенно остро проблема самовоспитания встает в раннем юношеском возрасте. Один из важнейших моментов становления личности в этом возрасте и основная предпосылка самовоспитания - формирование и развитие самосознания.

Самосознание - это осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

Важным элементом самосознания является самооценка личности . Самооценка может соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности (быть адекватной ), а может быть завышенной или заниженной (т. е. неадекватной ) . Возникает самооценка или из анализа результатов деятельности (например, если ученик быстро и легко решает задачи по математике, самостоятельно может усвоить любой материал по этому предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике), или из сравнения себя с окружающими людьми, с героями фильмов, книг.

Кроме того, самооценка может быть устойчивой и неустойчивой . Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе, однако если она неадекватна, то может приводить человека к конфликтам с окружающими или к конфликтам с самим собой. Также и неустойчивая самооценка не всегда плоха, если она связана с самокритичностью и не тормозит достижение человеком какой-то цели.

С самооценкой связан уровень притязаний (сложность задач, которые ставит перед собой человек). Сохраняет ли человек свои притязания при первых неудачах или сразу же стремится поставить себе задачу попроще, сохранив доступный успех? А если сейчас сложные задачи ему не по силам, то стремится ли он возвратиться к ним в будущем или в принципе отказывается от таких попыток? Непростые вопросы… И каждый рано или поздно должен ставить их перед собой.

Именно в ранней юности закладывается самоуважение - о бобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают старшеклассников окружающие их люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.

Нужно в себе воспитывать уверенность и убежденность. Но, уверенность, никогда нельзя смешивать ее с самоуверенностью, самомнением. Это совершенно различные понятия. Уверенность основывается на знаниях и опыте, а самомнение - на тщеславии, отсутствии самокритичности и, нередко, на невежестве.

Характерной особенностью старшеклассников является их устремленность в будущее, что создает наиболее благоприятные, неповторимые условия для развития личности. Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление выйти за пределы окружающего, осмотреться, сориентироваться, самоопределиться.

Интерес юношества к собственной личности, к окружающим его людям, размышления о будущей профессии и будущей взрослой жизни, стремление решить вопрос не только «кем быть?», но и «каким быть?», «что значу я в этом мире?», «неужели я такой, как все?», «каков я?» - все это создает благоприятную почву для формирования способности к самовоспитанию. Способность к самовоспитанию тесно связана с другими особенностями личности, и прежде всего с направленностью, характером, уровнем интеллектуального и нравственного развития.

Для самовоспитания и саморазвития обычно составляется программа самовоспитания и саморазвития. Многие известные и знаменитые люди составляли для себя такие программы, которые потом превращались в их жизненные правила, кредо.

Так, например, Л. Н. Толстой в юношеские годы составил для себя программу самовоспитания в которой он определил для себя: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою…». «Важнее всего для меня в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности».

К. И. Чуковский в книге «Люди и книги» пишет о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А. П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения».

Эта невидимая миру борьба с самим собой («вытравлял из себя раба») стоила ему больших душевных сил. В письме к своему брату Николаю А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, …нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…». В том же письме Антон Павлович пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди:

«… Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы … Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня . Не лгут они даже в пустяках . Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» …потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

Они воспитывают в себе эстетику …».

Говоря о программе самовоспитания, необходимо остановиться на самокритичности - способности видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать, осуждать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильную мысль, недочеты в поведении.

М. Пришвин очень тонко подметил , что если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

Развитие какого-то специального качества недостаточно для развития личности в целом. В школе нужно развивать, прежде всего, общие качества, которые могут пригодиться в любом деле, такие, как длительная концентрация внимания, способность целиком поглощаться работой, не задумываясь об оценке и награде за нее, умение вырабатывать полезные навыки (быстро, «не раскачиваясь», входить в работу, контролировать свои потребности и т. и.) и освобождаться от вредных.

При выработке желаемых качеств (усидчивости, внимательности и др.) надо уметь помогать своей воле, «подыгрывать» ей: превращать необходимую, но рутинную деятельность в упражнение по тренировке внимательности, награждать себя (хотя бы в воображении) за уклонение от дурной привычки (например, курения) другими привычными, но безопасными для здоровья удовольствиями, замещать вредную деятельность (то же курение), по крайней мере, нейтральной.

Существует множество психологических механизмов, которые можно использовать в работе над собой. Эта работа хотя и требует многих усилий, однако вполне доступна любому человеку, если он будет регулярно ею заниматься.

Одним из наиболее действенных методов самовоспитания является составление плана (программы) работы над собой . При этом следует,

во-первых, четко определить задачу самовоспитания,

во-вторых, конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться,

в-третьих, обязательно выработать критерии, по которым судить об успехах и неудачах.

Бывают задачи, требующие для своего осуществления многих лет работы над собой. Но планирование собственной деятельности и собственной личности имеет смысл лишь при безусловном выполнении намеченного. Здесь необходим самоконтроль . Без достаточно развитого самоконтроля нельзя всерьез говорить о самовоспитании. При самовоспитании человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение.

Одной из форм контроля над своей деятельностью является личный дневник . Дневники ведутся с целью самопознания, и сам процесс писания таких дневников есть разговор с самим собой.

Выводы:

1. Сформированная потребность в самовоспитании поможет в будущем юноше и девушке создать счастливую семью.

2. Создание прочной семьи возможно лишь при условии, если молодые супруги ставят перед собой задачу активно «строить» свои взаимоотношения, добиваться взаимопонимания, работать над устранением собственных недостатков и терпимо относиться к недостаткам другого.

3. Одна из главных задач развития и упрочения семьи заключается во взаимном воспитании и самовоспитании.

  1. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

1. Что такое самовоспитание и самосознание личности? От чего они зависят и для чего они нужны?

2. Какие критерии самооценки личности вы знаете, что они выражают?

3. Каковы характерные особенности старшеклассников в развитии? Какие качества надо развивать в школе?

4. Приведите примеры программ самовоспитания и самосовершенствования известных людей.

5. Кто относится к «воспитанным людям»? Какие качества присущи «воспитанным людям»?

6. Что такое совесть, самокритичность? Для чего они нужны?

7. Какие критерии должен включать в себя План (программа) работы над собой?

8. Для чего можно вести личный дневник? Как он может повлиять на создание в будущем счастливой семьи?

  1. Окончание урока.

Домашнее задание.

  1. Изучить и подготовить к пересказу материал по теме «Самовоспитание личности. Что значит быть воспитанным ».
  2. Найти в автобиографических книгах, СМИ и Интернете примеры из жизни известных людей в ведении личных дневников, влиянии их на самовоспитание и саморазвитие этих личностей.

Выставление и комментирование оценок, роспуск учащихся.