Каменные сказки урала. Особенности борнуковской резьбы по камню Народные промыслы урала резьба по камню

, Верхняя Пышма , Алапаевск , Верхняя Салда , Чусовой , Лысьва , Асбест , Верхний Уфалей , Заречный , а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка . Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.

История

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлобработке ремесло, а ужа к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

После распада СССР, одной из первых частных камнерезных фирм в Екатеринбурге, стала фирма Дмитрия Емельяненко - "Яхонт и Ко".

Особенности

К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появляется постоянный канон по изготовлению элементов в композициях. Например листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже - из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень: чёрной смородине - тёмный агат, белой смородине - горный хрусталь, княженике - малиновый шерл (турмалин), малине - селенит и орлец (родонит), клубнике и землянике - сургучная яшма, крыжовнику - сердолик, морошке - янтарь или обожжёный красный коралл, винограду - аметист и иногда дымчатый кварц; малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику - тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика - из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина - из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.

В конце XIX - XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова . По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них - Хозяйка Медной горы , Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле , или гору Благодать в Кушве , или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала . Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы ». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.

Галерея

    Malachite items (Russia, 19 c).jpg

    Малахитовые изделия, 19 век

    Gemstones fountain grotto (1785-6).jpg

    Грот-фонтан из самоцветов. Екатеринбургская гранильная фабрика, 1785-1786 гг.

    Paperweight grapes (Fersman museum).jpg

    Пресс-папье. Екатеринбургская гранильная фабрика. Музей им. Ферсмана, Мурзинка

    Jupiter cameo (Russia, 1827-8).jpg

    Камея «Голова Юпитера в диадеме». Екатеринбургская гранильная фабрика, 1827-1828 г.

Напишите отзыв о статье "Уральская резьба по камню"

Примечания

Ссылки

  • [мастерская-новикова.рф/izdelia-iz-naturalnogo-kamnia.html Мастерская Новикова]

Отрывок, характеризующий Уральская резьба по камню

– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.

Камнерезное искусство (англ. Stone carving art – искусство резьбы по камню) - это использование воображения и мастерства обработки камня для создания эстетических объектов - камнерезных изделий, эстетика которых может быть разделена с окружающими. Камнерезное искусство являет собой жанр декоративно прикладного искусства. Декоративное проявление обработки камня называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня – камнерезным искусством. В современном камнерезном искусстве, чаще всего используются цветные твердые полудрагоценные поделочные камни.

Зарождение камнерезного искусства

Камнерезное искусство зародилось в самые древние времена и является одним из древнейших материальных проявлений культуры, когда камень был основным материалом для большинства вещей. Основными центрами зарождения камнерезного искусства являются: Китай, Америка, Европа и Россия.

Китай. Нефрит. Бытовые сцены и пейзажи.

В таких культурных регионах как Китай и Центральная Америка , точный период зарождения камнерезного искусства определить не представляется возможным, возраст традиций камнерезного искусства в этих регионах исчисляется тысячами лет. В Китае среди археологических находок 3-1 тысячелетий до н. э. есть образцы изделий из нефрита.

В Европе основным центром камнерезного искусства является Германия. Существует мнение, что впервые камнерезное искусство зародилось в городе Идар-Оберштейн в 50 году до н.э., при посещении этого города Юлием Цезарем. Однако в соответствии с наставлениями «отцов города» от 1609 года : «никакой чужеземец не может присоединиться к камнерезному искусству в Идар-Оберштейне, а навыки должны передаваться из поколения к поколению» , правильным будет считать точкой зарождения и началом активного развития камнерезного искусства, начало XVII (17) века.

Считается что в России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII (18) века на Урале, когда царь Пётр I, в 1720 году , назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов, а размах строительства в Петербурге и его окрестностях обусловил заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. Примерно в то же время в XVIII (18) веке, следом за Уралом, активное развитие обработки камня зародилось и в самом Петербурге, вследствие создания .

История российского камнерезного искусства

В России камнерезное искусство имеет многовековую историю. Так например в захоронениях славянской знати X-XIII (10-13) веков встречаются ожерелья и серьги из горного хрусталя и сердолика, также находят множество импортных камней и изделий из них, которые привозились, в основном, из Византии и Китая.

Екатеринбургская гранильная фабрика

Переломной точкой, а также зарождением камнерезного искусства России считается начало XVIII (18) века, когда царь Пётр I, в 1720 году , назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов. Это послужило началом целенаправленных поисков и освоения самоцветных месторождений.

Уже в 1774 году выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Произведения уральских камнерезов того времени украшали интерьеры царских резиденций, элементы которых сегодня представлены в . Зарождение в Екатеринбурге одного из крупнейших мировых центров обработки цветного камня было обусловлено минералогическим богатством Уральских гор.

В 1851 году Россия впервые участвовала во . С тех пор уральские самоцветы узнали и полюбили во всем мире.

В начале XX (20) века, камнерезное искусство России приобретает свою классическую форму в результате деятельности фирмы Карла Фаберже. Фирма Фаберже - самая известная в мире ювелирная фирма России, поставщик императорского двора, тесно сотрудничала с , прибегала к помощи уральских специалистов при отборе камня для ответственных заказов, доверяла изготовление каменных деталей для императорских предметов, среди уральцев находила талантливых художников, приумноживших славу Фаберже. Важнейшей задачей камнерезного искусства России нужно считать создание произведений монументального характера.

После революции, с приходом советской власти, камнерезное искусство приходит в упадок, и лишь с появлением в камнерезном искусстве , начинают возрождаться традиции российского камнерезного искусства.

После распада СССР, в начале 90х годов, одной из первых частных камнерезных фирм выпускающих камнерезные фигурки, стала , мастерами которой было возрождено классическое жанровое направление «Русские типы» в уральском камнерезном искусстве.

Современные российские школы камнерезного искусства

«Закадычные друзья»

На сегодняшний день русская школа резьбы по камню является одной из сильнейших в мире. В российском камнерезном искусстве исторически сложились три основных центра вокруг главных гранильных фабрик.

  • - фабрика художественной обработки камня, находилась в Екатеринбурге, основана в 1751 году.
  • - фабрика художественной обработки камня, находилась в Санкт-Петербурге, основана в 1725 году.
  • - завод в селе Колывань Курьинского района Алтайского края, основан 1802 году.

Сегодня в России принято выделять две основных школы камнерезного искусства:

  • со столицей уральского камнерезного искусства — Екатеринбургом.
  • в которую так же входят окрестности Санкт-Петербурга.

Уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растет. Тем не менее, для широкой общественности современное камнерезное искусство в России остается малоизвестным и для большинства практически незнакомым.

В магазинах советских городов и в музеях часто можно увидеть небольшие фигурки из камня молочно-белого (milk-white) или розовато-медового (pinkish-yellow) цвета. Их окраска мягкая, нежная, и кажется, что они светятся изнутри (from within). Эти грибки, белочки, собачки, рыбки, зайчики или небольшие коробочки, пудреницы (powder-case), пепельницы (ash-trays) сделаны из алебастра (alabaster) и селенита (selenite) - мягких поделочных камней (ornamental stones).

Могли вы видеть и совсем другие произведения из камня. Во дворцах-музеях Ленинграда, Москвы и других городов Советского Союза находятся огромные величественные (magnificent) вазы и чаши (bowls) из тёмно-зелёного малахита (malachite) и многоцветной яшмы (jasper), камины (mantelpieces), белые колонны и лестницы из мрамора (marble).

Видели вы, наверное, и красивые украшения из уральских самоцветов в ювелирных магазинах (semi-precious stones) Советского Союза. Всё это произведения уральских камнерезов (jeweller"s, jewellers). Искусство резьбы по камню появилось на Урале более трёхсот лет тому назад. Тогда же оно оформилось в два основных направления: обработка твёрдого камня (малахита, яшмы) и камня средней твёрдости (мрамора, порфира (porphyry)) в районе города Свердловска (бывшего Екатеринбурга) и обработка мягкого камня селенита, алебастра в Пермской области.

Большая часть камней, которые идут на изготовление ваз, шкатулок (caskets), кубков (goblets), чаш, - непрозрачные или полупрозрачные твёрдые камни, имеющие красивый цвет и рисунок.

Камни средней твёрдости (мрамор, порфир) идут на отделку колонн, лестниц, потолков и так далее.

Драгоценные (изумруд (emerald), рубин (ruby)) и полудрагоценные (аметист (amethyst), хризолит (chrysolite), аквамарин (aquamarine) и другие) прозрачные камни идут на изготовление ювелирных украшений.

Твёрдые камни

Неповторима красота Урала. Уральские горы протянулись с севера на юг, поделив Россию на Европу и Азию. Реки и речушки текут то среди скалистых (craggy) берегов, то среди полей и лугов. Сказочно красивы многоцветные каменистые обрывы (precipices) в лесах Среднего Урала и Пермской области.

Издавна уральские драгоценные, полудрагоценные и цветные (ornamental stones) камни были известны далеко за пределами (beyond) Урала. О них писали ещё древние греки, упоминаются они и в скандинавских сагах. Уральские изумруды (смарагды) знали в Персии. Камень - материал твёрдый и капризный (not easy to handle), для его обработки нужен очень прочный инструмент и хотя бы простейшая механизация. Поэтому развивалось камнерезное дело медленно. И хотя искусство резьбы по камню возникло на Руси давно, серьёзно им стали заниматься в России только в начале XVIII века. До этого из твёрдых цветных камней, таких, как яшма, малахит, нефрит (jade), агат (agate), делали только ювелирные украшения.

По указу Петра I в 1726 году в Екатеринбурге появилась мастерская для гранения (faceting) драгоценных камней и для обработки твёрдого цветного камня и мрамора. Вначале уральские мастера делали из камня плитки (tiles) для полов в петербургских дворцах, ступени (steps) и перила (banisters and handrailing) для лестниц.

Позже, при императрице Екатерине II * интерес к уральским камням стал всеобщим. Это был, по словам академика Ферсмана ** , "век моды на бриллианты и цветные камни". На Урал в поисках самоцветов отправлялись всё новые экспедиции. Екатерина II осталась очень довольна отчётом об уральских находках и образцами яшм, топазов (topazes), хрусталя (rock chrystal) и малахита. Она отобрала девяносто образцов для украшения дворцового зала и приказала доставить в Петербург нужное количество кусков.

* (ЕкатеринаII (1729-1796) - российская императрица с 1762 года. В годы её правления окрепло русское абсолютистское государство и усилилось угнетение крестьян. )

** (Ферсман А.Е. (1883-1945) - академик, известный советский геохимик и минералог, знаток драгоценных и поделочных камней. )

Коллекция, представленная Екатерине II, была действительно уникальной: ни у кого в мире не было такого количества образцов яшм великолепных расцветок: от белой и нежно-розовой до серой и чёрной. Удивительный камень - яшма. По твёрдости он стоит на втором месте после алмаза, трудно его обрабатывать мастеру-камнерезу. Красоту яшмы трудно описать, её нужно видеть, держать в руках, любоваться мягкими переходами тончайших цветовых оттенков, благородством красок. Недаром миллионы лет создавала природа этот красивый камень.

Красив и родонит (rhodonite), или орлец, - минерал вишнёво-розового (pale cherry) цвета с чёрными прожилками (veins) и пятнами, величественный и торжественный. А агаты (халцедоны (chalcedony)) - то молочно-белого, то голубовато-серого, то золотистого и розового цвета. Они имеют форму тонких пластинок, почти прозрачны и готовы принять форму самых изысканных (exquisite) ювелирных изделий.

Прекрасен густо-серый уральский нефрит.

Чудесен знаменитый малахит, будто впитавший в себя изумрудный тон уральских елей.

В конце XVIII - начале XIX века твёрдый камень обрабатывали почти полностью вручную с помощью специального порошка (powder). Во время обработки камень поливали водой, а затем полировали войлочной подушкой (polished with a felt pad). На изготовление любой вещи уходили многие месяцы, а то и годы и даже десятилетия тяжёлого труда. Так, в Екатеринбурге над овальной (oval) чашей из орлеца (родонита) густо-розового цвета (высотой 85 сантиметров, диаметром 185 сантиметров) мастер работал тридцать лет.

От мастера, обрабатывающего (cutting) твёрдый камень требовалось не только терпение, трудолюбие и художественный вкус, необходимо было хорошо знать особенности камня, выраженные в цвете, твёрдости, хрупкости (softness) и способности отражать (to reflect) и поглощать (to absorb) свет.

Нужно "понимать камень" - говорили в старину мастера и готовы были платить за это "понимание" долгими годами поисков, трудов и даже жизнью.

Как правило, уральские мастера не только обрабатывали привезённые монолиты (slabs), но и сами искали нужные им камни, а когда находили, судьба человека и камня надолго соединялась. Так рождалось мастерство камнереза, вокруг которого складывались сказки, предания. Поэтично рассказывают о нём уральские сказы П. Бажова - известного русского советского писателя.

В первой четверти XIX века камнерезное искусство уральских мастеров достигло расцвета (attained its peak). В музеях-усадьбах Москвы и Подмосковья, в загородных дворцах Ленинграда и в Государственном Эрмитаже * выставлены вазы и чаши, торшеры (standard lamps) и столы с малахитовыми столешницами (table-tops), колонны, камины, ларцы (caskets), коробочки и табакерки (snuff-boxes), которые отличаются простотой, благородством (reserved beauty) формы, изяществом (elegance).

* (Государственный Эрмитаж - один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, возник в 1764 году как частное собрание ЕкатериныΙΙ. )

Многие изделия покрыты резным орнаментом, красота других оттенена золочёными деталями из бронзы (is enhanced by gilded bronze decorative articles). Каменные столешницы часто украшены инкрустацией (inlaid design) или мозаикой (mosaic design) из камней другого цвета. Трудно поверить, что всё это сделано из твёрдого и хрупкого камня.

С благодарностью и уважением вспоминаем мы о людях, создавших всю эту необыкновенную красоту. Большинство из них было простыми рабочими. Некоторых, самых талантливых, отправляли учиться в Петербургскую академию художеств * .

* (Петербургская академия художеств - основана в 1757 году, в XVIII - начале XIX века сыграла прогрессивную роль в воспитании русских архитекторов и художников. Просуществовала до 1918 года. )

Много прекрасных произведений создал мастер Василий Коковин. Они поражают благородством, безупречным (refined) вкусом и мастерством исполнения. Современники признали его талант, знание дела и организаторские способности. Василий Коковин стал главным мастером Екатеринбургской гранильной фабрики. Среди тех, кого он учил камнерезному делу, был его сын Яков.

Начал Яков Коковин свою жизнь славно (well), удачливо (successfully). В числе самых способных отправлен был учиться в Петербург в Академию художеств. Окончил её с успехом, вернулся в Екатеринбург и вскоре сменил отца на посту главного мастера фабрики. Немало прекрасных вещей с его именем можно встретить в наших музеях.

Якову Коковину пришлось заняться поиском изумрудов на Урале. Ему сопутствовала удача (he had fortune on his side): в январе 1831 года он нашёл изумруды великолепного цвета и качества, после чего ему приказано было заняться их добычей (extraction) и обработкой. Но счастье изменило ему, он был несправедливо обвинён в краже изумруда и жизнь его закончилась трагически.

Тяжёлый труд накладывал неизгладимый отпечаток (made an indelible impression) на судьбы многих камнерезов. Многие рабочие с уральской гранильной и камнерезной фабрики стали участниками Октябрьской революции 1917 года * и в годы гражданской войны ушли на фронт защищать молодую Советскую Россию. Фабрика была закрыта. Её открыли вновь 1 января 1920 года.

* (Октябрьская революция 1917 года - Великая Октябрьская социалистическая революция, совершённая в октябре 1917 года рабочим классом России в союзе с беднейшим крестьянством под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным. В результате Октябрьской революции в России была свергнута власть буржуазии и помещиков, установлена диктатура пролетариата, создано Советское социалистическое государство.

В наши дни она носит новое название "Уральские самоцветы". На фабрике обрабатывают самые разнообразные камни Урала. Об успехах её мастеров вы можете судить сами, побывав в музеях наших городов и посетив сувенирные и ювелирные отделы советских магазинов.

1. Расскажите о коллекции Екатерины II. Какие камни в неё входили?

2. Какие качества нужны были мастеру, обрабатывающему камень?

Мягкие камни

Если обработкой твёрдых камней (гранильным, яшмовым, малахитовым промыслами) и мраморным делом, то есть обработкой камней средней твёрдости, стали заниматься более двухсот лет тому назад, то поделками (articles) из мягкого камня - из гипсов (rock gypsum) разных видов - только в конце прошлого века. В основном обработка гипсов сосредоточена на Западном Урале, в Пермской области. По живописным берегам реки Ирени, под вековыми елями (age-old fir-trees), среди берёзовых рощ, выходят на поверхность богатейшие залежи гипсов. Подземные и поверхностные воды размывают легкорастворимые (eat away at) гипсы, образуют холмы (easily dissolving), возвышенности (hills), овраги (highlands), провалы (ravines). Трудно на такой земле крестьянину. Зато издавна местные жители вырезали из этих камней полезные вещи и украшали ими своё жилище. Резать такой камень можно простым ножом.

В мягких цветных узорах гипса, кажется, навсегда остался солнечный свет. Он струится изнутри, сквозь матовую (opaque) поверхность медового (honey-yellow) селенита, нежного алебастра. Название "селенит" возникло от греческого названия Луны - Селена. У древних греков алебастровые и селенитовые изделия символизировали скромность и чистоту.

Началом камнерезного промысла из мягких камней на Западном Урале можно считать 1892 год, когда шесть кустарей в деревне Сходной стали работать на двух екатеринбургских предпринимателей. Через два года предприниматель, продававший (selling) изделия с берегов реки Ирёни, сумел получить доход в 3150 рублей, что по тем временам было очень большой суммой. Хитрый делец (businessman) решил держать секреты промысла в глубокой тайне (to keep ... secret). Но скоро многие стали сами вырезать из красивого камня фигурки, пепельницы, табакерки, лоточки (trays), рамки (frames) для фотографий и продавать их проезжим купцам (passing merchants).

Промысел развивался. Некоторые резчики обладали фантазией и вкусом, их изделия начинали привлекать внимание самых требовательных покупателей. Так постепенно рождались мастерство и мастера.

В годы советской власти кустари-камнерезы объединились в промысловые кооперации (favourable conditions (of)), получили льготы и привилегии от государства, в том числе и право на свободное, безарендное пользование недрами земли в радиусе действия промысла. Промысел стал быстро развиваться. В 1928 году появилась фабрика "Уральские камнерезы". Изделия из мягкого камня стали одной из статей советского экспорта, сейчас они вывозятся более чем в тридцать стран мира.

Берега Ирени местами очень высоко поднимаются над водой. Они напоминают "слоёный пирог (puff-pastry pie)", состоящий из лучших по качеству гипсов самых различных цветов: здесь есть молочно-бёлые, синевато-сёрые, темно- и светло-серые, пятнистые (mottled), с полосками, розовато-коричневые, жёлтые с красным рисунком, тёмно-коричневые с чёрными полосками. Природа создавала это чудо в течение тысячелетий. В земле встречаются глыбы (slabs) весом до трёхсот килограммов, которые народ называет "головками". Именно они и идут в обработку. Их извлекают (extract) из земли, осторожно отбивают (cut off) верхний слой, а "золотая серединка" - это и есть поделочный гипс, из которого камнерез создаёт своё произведение.

Все гипсы, в том числе и селенит, очень хрупки и мягки. Они легко колются (are cut) ударом ножа.

Из гипса нельзя сделать ажурное (openwork) изделие с гранями (faceted), с острыми углами. Изделие из мягкого камня должно иметь плавные линии, вся композиция (flowing) должна быть возможно более компактной (closely knit composition).

Мастера долго искали художественную форму, способную максимально полно выявить возможности такого сложного материала, как мягкий камень. Поначалу камнерезы копировали изделия из дерева.

Шло время и постепенно стало ясно, какие изделия лучше всего получаются из мягкого камня. Прежде всего, это скульптура малых форм: фигурки животных, птиц, детей, реже - взрослых людей. Иногда изображение людей и животных шаржировано (is caricatured), а чаще проникнуто мягким лиризмом, формы скульптуры отличаются лаконизмом, простотой. Кроме скульптуры, из гипсов с успехом изготовляют коробочки самого различного назначения (пудреницы, шкатулки, лотки и пепельницы). Красота изделий из гипсов - в строгих и плавных линиях, в выразительных цветовых решениях. Гипсы хорошо сочетаются с позолоченным металлом, с латунью (brass), с резной костью (carved bone), из которой создают ажурные панно (openwork designs) на крышечках и боковых стенках шкатулок и коробочек.

Гипсы с успехом можно инкрустировать камнями другого цвета.

Селенит позволяет создать удивительно пластичное изображение животных. Кажется, мастеру удалось запечатлеть (to capture and set down) единственное, самое характерное мгновение!

Тематика гипсовой скульптуры достаточно разнообразна, но всё же есть традиционные темы, которые продолжают существовать на протяжении нескольких десятков лет.

Мастера стремятся не только отразить в своей скульптуре пластику и красоту тела животного, но и его характер, настроение. Анималистический жанр - ведущий в этом камнерезном промысле.

1. Когда и где стали изготавливать поделки из мягких камней?

2. Каковы характерные особенности алебастра и селенита?

3. Какие изделия вырезают из мягкого камня?

Жил на нашем заводе старик по прозвищу (nicknamed) Кокованя.

Семьи у Коковани не осталось, он и решил взять в дети сиротку (orphan child). Соседи говорят ему: "Осиротела (became orphaned) семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок в барскую * рукодельню (workshop) взяли. Одна девочка осталась шести лет. Вот ты и возьми её".

* (Барская - принадлежащая барину, то есть помещику, владельцу земли и крепостных крестьян. )

Кокованя и говорит: "Знал я Григория, да и жену его тоже. Оба весёлые да ловкие (clever and skilful). Если девчонка в родителей пойдёт, не тоскливо (if she takes after her parents it would be a pleasure) с ней будет. Возьму её. Только пойдёт ли?"

Соседи объясняют: "Плохое житьё у неё. Как не пойдёт (of course she will agree) от такого житья!"

Пришёл Кокованя к тем людям, у кого сирота жила. Видит - полна изба (Russian peasant log house) народу. У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка маленькая. Девочка эту кошку гладит, а кошка мурлычет (Russian stove was purring). Кокованя и говорит: "Ну как, Дарёнка, пойдёшь ко мне жить?"

"Ты кто?" - спрашивает девчоночка.

"Я вроде (a kind of) охотника. Лётом пески промываю (I wash for gold), золото добываю, а зимой за козлом бегаю - хочу посмотреть, где он правой передней ножкой топнет (it"ll stamp)", - отвечает ей Кокованя.

Девчоночке любопытно стало про козла узнать, и старик, весёлый и ласковый, ей понравился. И пошла она к нему жить.

Так и стали жить вместе - старик Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Днём старик работал. Дарёнка в избе убирала. А вечером соберутся, весело им. Старик хорошо сказки рассказывал.

А Дарёнка после каждой сказки просит: "Дедушка, про козла-то расскажи".

Кокованя и рассказывал ей: "Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге копытце серебряное. В каком месте топнет - там и появится дорогой камень. Раз топнет - камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить (to beat) станет - там много дорогих камней".

С той поры (since that time) у Дарёнки только и разговору, что ((she) kept talking about) об этом козле.

Стал осенью Кокованя в лес собираться, а Дарёнка давай проситься (asked him to take her along): "Возьми меня, деда, с собой. Может я того козлика увижу".

Кокованя и говорит ей: "Издалека его не разглядишь. Осенью рожки (horns) у всех есть. А зимой - дело другое. Все козлы безрогие ходят, а Серебряное Копытце - всегда с рожками, хоть лётом, хоть зимой. Тогда его издалека видно".

И ушёл Кокованя в лес.

Вернулся Кокованя и рассказывает Дарёнке: "В этом году козлов много в горах. Туда и пойду зимой". А Дарёнка спрашивает: "Серебряное Копытце тоже в той стороне пасётся (is grazing)! Возьми меня с собой! Я его поглядеть хочу!"

Когда зима пришла, стали они в лес собираться. Все соседи удивляются: "Из ума выжил ((he) is not in his right mind) старик! Такую маленькую девчонку в лес зимой повёл".

Стали Кокованя с Дарёнкой из посёлка выходить и оглянулись - Мурёнка за ними бежит.

Вот и стали они в лесу в избушке втроём жить.

Козлов в ту зиму много было. Кокованя каждый день то одного, то двух приносил. Шкурок у них накопилось ((he) had laid in quite a number of (goat-)skins), мяса солёного!

Ушёл Кокованя в посёлок за лошадью, чтобы шкурки и мясо домой перевезти.

Остались Дарёнка с Мурёнкой одни.

День прошёл - не вернулся Кокованя. Ещё день - опять его нет. Стала Дарёнка спать ложиться, да вдруг услышала будто кто-то ходит. И захотелось ей поглядеть, не козёл ли это? Открыла дверку, а козёл тут, совсем близко стоит, правую ножку поднял, а на ней - серебряное копытце блестит. Стала она его звать, а он убежал.

Третий день прошёл, а Коковани всё нет. Совсем заскучала Дарёнка. Хотела с Мурёнкой поговорить, а и её нет. Выбежала она из дома, хотела кошку поискать.

Ночь светлая, далеко видно. Глядит - кошка сидит, а перед ней козёл. Потом стали по лужкам (glades) бегать. Бежит козёл, остановится и давай копытцем бить. Мурёнка подбежит - он дальше бежит и опять копытцем бьёт.

Долго они так бегали. Потом вспрыгнул (jumped onto) козёл на крышу домика, давай по ней копытцем бить, а из-под ножки камешки посыпались (poured): красные, голубые, зелёные, бирюзовые - всякие.

А тут как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего домика не может. Весь он как из дорогих камней. Так и горит, переливается (was blazing with colour was sparkling) разными огнями. Наверху козёл стоит и всё бьёт серебряным копытцем, а камни сыплются (kept pouring forth), да сыплются.

Вдруг Мурёнка подбежала к козлу, мяукнула, и не стало ни Мурёнки, ни Серебряного Копытца.

Кокованя сразу полшапки (half a hatful of) камней набрал, а Дарёнка запросила: "Не тронь (leave them), деда! Завтра ещё на это поглядим!"

А к утру снег большой выпал. Все камни засыпало.

А Серебряное Копытце исчез.

А по тем местам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие, большие. Хризолитами называются.

По сказу П. Бажова

Камнерезное искусство в России получило особенно интенсивное развитие в XVIII–XIX веках. Значительную роль в этом процессе сыграло активное освоение Урала - одного из самых своенравных регионов России и источника диковинных камней. Уральский горный хребет, давший название этой местности, разделяет Европу и Азию и открывает бескрайнюю Сибирь. Исторически развитие этой местности связано с горным делом. Вполне естественно, что столь разнообразные минералы и породы спровоцировали огромный интерес к камнерезному искусству.

Как все начиналось

Развитие Урала и уральских городов тесно связано с промышленностью. В XVIII веке шло стремительное освоение территорий на востоке страны, строились заводы и поселения вокруг них, открывались залежи полезных ископаемых и, конечно, все новые и новые минералы.

К 1726 году здесь уже работали камнерезы-самоучки, в помощь которым приглашали европейских специалистов. Уральцы довольно быстро совершенствовались в своем мастерстве. По-настоящему поворотным стал 1751 год, когда профессионалы нескольких мастерских перешли на Екатеринбургскую гранильную фабрику. За считаные десятилетия было освоено множество жанров и способов обработки камня. Постепенно мастера начали декорировать свои изделия необязательными (с точки зрения функциональности) элементами. И на протяжении XIX столетия камнерезное направление в искусстве неуклонно развивалось: разрабатывались мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. Виноград из аметиста, смородина из обсидиана, земляника из шлака - используя особенности фактуры каждого камня, мастера учились «оживлять» его.

Все последующее столетие камнерезное направление в искусстве неуклонно развивалось: разрабатывались мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц: к концу XIX века в Екатеринбурге насчитывалось более сотни умельцев.

Герои своего времени

Многим известно имя Карла Фаберже (1846–1920). Несмотря на то что наибольшую славу ему принесли ювелирные произведения возглавляемой им компании, тем не менее именно под его руководством в 1908 году создавались первые русские наборные фигуры. Фирма Фаберже сотрудничала с Екатеринбургской гранильной фабрикой: на Урале закупались камни, заказывались образцы, мастеров приглашали для работы над крупными проектами. Примечательный факт: первые фигурки из каменной серии «Русские типы» по эскизам приглашенного художника воплощали мастера из уральского города Екатеринбурга. Более того, камнерезное ателье в структуре мастерских Фаберже началось с появления в штате уральцев.

Вокруг каменного дела Урала сложилось немало легенд. Одна из них, например, - о горном мастере Даниле Звереве (1858–1938). Мастерство и интуиция этого горщика вызывали восхищение современников: говорили, будто он издали чувствовал, где именно скрыто месторождение самых ценных самоцветов в горах. Его работоспособность и твердый характер принесли достойные плоды: упорно работая и постигая секреты горного дела, он занимался оценкой драгоценных камней, консультировал знаменитых ученых и выполнял заказы для Москвы и Петербурга.

Однако наибольший интерес, бесспорно, представляет творчество Алексея Козьмича Денисова-Уральского (1864–1926) - потомственного резчика по камню. Любовь к камню и умение с ним обращаться ему привил отец - рабочий-горщик и художник. Денисову-Уральскому не было и тридцати, когда его работы по камню стали получать признание и награды в России и за ее пределами: на выставках в Москве, Копенгагене и Париже. Именно он первым публично заговорил о проблемах добычи каменных залежей на Урале, представляя возможности региона на различных крупных мероприятиях. Этот художник и мастер сделал существенный вклад не только в развитие, но и в популяризацию уральского камнерезного искусства.

Урал кует победу

Во все времена эффектность и долговечность произведений из камня обеспечивали им востребованность. Так, уже при cоветской власти многочисленным мастерам государственного треста «Русские самоцветы» был поручен ответственный проект - мозаичное панно «Индустрия социализма» размером 5910 х 4500. В частности, уральские камнерезы резали пластины для набора мозаики и гранили камни. Пожалуй, сопоставимых по масштабу творений из камня в Новом времени немного.

Новый импульс развитию камнерезного искусства на Урале придало открытие в Свердловске художественно-ремесленного училища, которое в наше время было переименовано в «Рифей». В первые годы его воспитанники под руководством мастера Николая Дмитриевича Татаурова (1887–1959) создали композицию «Урал кует победу», впервые соединив в одном произведении плоскую, рельефную и объемную мозаику. В произведении запечатлены уральские рабочие в разгар труда; и этот сюжет органично соединяется с темой преемственности мастерства и освоения уральских богатств.

Так в учебной программе колледжа появилось направление объемной мозаики. Однако к настольной скульптуре обращались не так часто, как хотелось бы. Не в последнюю очередь - из-за трудоемкости техники: не так просто изобразить в камне нюансы мимики и одежды. Это требовало инновационного оборудования, профессиональных подходов и владения композицией, анатомией.

Достижения нового времени

К началу XXI века мастера получили выход на свободный рынок минералов и активно осваивают передовые технологии обработки камня, сохраняя лучшие традиции этого благородного мастерства. Можно утверждать, что на Урале сложилась собственная манера: в работах - все меньше условности и стилизации. Теперь мастерам важно запечатлеть в камне не только ситуацию с участием нескольких персонажей, но передать характер каждого через мимику и позу, проработать эмоцию.

Эта кропотливая работа состоит из множества этапов: создания модели, подбора камней, обработки и раскрытия свойств каждого камня, составления мозаики и других. Мастера идут по пути усложнения формы и содержания: на смену статичным образам приходят сюжетные композиции, а масштаб произведений увеличивается. При этом меньше используются элементы из ювелирных камней или эмалей, и эта «каменная чистота» также стала своеобразным знаком отличия уральской манеры.

Художник от природы

Камень - благородный и самодостаточный материал, обладающий своей необъяснимой магией. Без умения ее прочувствовать и передать зрителю в камнерезном деле работать невозможно. С опытом приходит особое чутье и виртуозность: минерал будто сам ведет руку мастера, подсказывая путь через природную неоднородность, вкрапления, неровности.

В этом - основная красота произведений из цельного камня. Необработанная глыба может напоминать будущее произведение едва уловимым намеком, увидеть и прочитать который способен только специалист. Раскрывая сущность монолита, камнерез выводит сначала очертания, а потом и небольшие детали, чтобы перед зрителем предстала узнаваемая, правдоподобная фигурка.

Одним из характерных примеров в нашей экспозиции стала скульптура «Пан» (см. раздел выставки), составленная из крупных блоков обработанного агата. Кропотливая, тщательная работа мастера обнажила скрытый потенциал, превратив природную неоднородность материала в безусловное художественное достоинство. Более того, когда мастер прорабатывал фигурку барана, тоже из цельного камня, именно там, где была запланирована мордочка животного, вдруг проступила крохотная белая линзочка: инородное вкрапление оказалось ровно там, где должны были появиться зубы, и каменное животное вдруг само «заулыбалось». О таких удивительных совпадениях мастера могут рассказать не один десяток историй. Как и о том, что порой прямо во время исполнения работы меняется замысел: по мере обработки в камне проступает немного другая фигура, отличающаяся от авторской задумки, и только чуткий, внимательный мастер может обратить на это внимание.

Объемная мозаика

Большинство представленных работ выполнены в технике объемной мозаики. Так называют наборные фигурки, сложенные из нескольких видов обработанных камней различных пород. Разнообразные сочетания цветов и фактур открывают богатейшие эстетические возможности. Детальная, мельчайшая проработка элементов позволяет отходить от известной условности в каменном воплощении образов и обращаться к натуралистичным трактовкам.

Уральские камнерезы, очевидно, отдают предпочтение этой сложной технике и с удовольствием расширяют ее возможности. В частности, в их творчестве появляются многофигурные композиции и жанровые сценки. Особой популярностью пользуются у мастеров сказочные и мифологические сюжеты: в силу своей неизбывности и архетипичности подобные старинные образы органичны в твердом материале.

Работая с объемной мозаикой, мастера по-прежнему стремятся «раскрыть» потенциал камня в каждой отдельной детали. Взглянув на фигуру Кощея (см. раздел выставки), невозможно не обратить внимание на то, насколько правдоподобным выглядит лицо персонажа. Красные прожилки, трещинки в фактуре камня оказались как нельзя кстати для передачи старческой, сухой кожи болезненно худого Кощея. Особенности удачно подобранного материала становятся выразительным средством художника.

Поиск и сочленение таких элементов в одной скульптуре - большая и кропотливая работа. Поэтому крупные композиции, фактически, невозможно скопировать. И дело даже не столько в сложности исполнения, сколько в неповторимых чертах природного камня. В результате на свет является не просто обработанный минерал и не просто воплощенный в материале эскиз. Перед зрителем предстает сложное произведение, в котором все пронизано тонким взаимным притяжением, соединяющим многочисленные детали объемной мозаики в целостный художественный образ.