Развитие личностной идентичности в юношеском возрасте. Особенности формирования идентичности в подростковом и юношеском возрасте

Проблема формирования личностной идентичности в раннем юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения фундаментальных задач социального и личностного самоопределения в этот период. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям следует отнести понятия «Я-концепция», понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», «личностная идентичность», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» . В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий».

Приходится констатировать, что на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения уравнивает «внешние причины», «внешняя детерминация» и социальные условия, социальную детерминацию. В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «идентичность», введенная в научный оборот Э. Эриксоном.

Идентичность - совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности в концепции Э. Эриксона. Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека. Являясь жизненным стержнем личности и главным индикатором ее психосоциального равновесия, личностная идентичность означает: а) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего Я во времени и пространстве; б) включенность этого Я в некоторую человеческую общность, тождество личного и социально-принятого типов мировоззрения. Кроме того, субъективная прочность ощущения личностной идентичности, согласно Э. Эриксону, является «признаком окончания отрочества и условием формирования взрослого индивида» .

Потребность определить свое место в мире взрослых и ощутить себя самостоятельной и отдельной от Других личностью зачастую становится предпосылкой сепарационного процесса и маркирует развивающийся процесс индивидуации.
Х. Ремшмидт пишет о том, что новейшие данные о физическом, психическом, психосоциальном процессах взросления «убеждают в относительной независимости этой возрастной стадии от прочих» . Таким образом, взрослеющих людей необходимо рассматривать не только как индивидов, не достигших еще статуса взрослого человека, но и как особую социальную группу со специфическими потребностями отделения, проблемами и трудностями.

Практически нигде не находит отражения, что формирование личностной идентичности в раннем юношеском возрасте предусматривает не только последовательные идентификации ребенка со взрослым и осознание собственной ценности и компетентности , но и переживание самотождественности путем эмоциональной сепарации от значимых взрослых.

Таким образом, личностная идентичность является результирующим вектором процесса идентификации, а также обладает целостностью и структурностью, что выражается в виде переживания личностью одновременно тождественности и изменчивости Я во времени. Подобная точка зрения на формирование идентичности в раннем юношеском возрасте включает в себя процесс самоосознания и самоидентификации среди других. Однако важно подчеркнуть, что в момент перехода от детства к зрелости подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтобы иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Формирование самосознания личности связано с особенностями самоотождествления и самооценивания.
Самоидентичность определяется как «устойчиво переживаемая тождественность Я во времени и пространстве. Она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных динамичных и противоречивых образов Я в единую связную систему, благодаря чему оформляется и сохраняется устойчивое, обобщенное и целостное индивидуально-личностное самоопределение, поддерживаемое и разделяемое общностью значимых других» .

Вследствие этого, самоидентичность подразумевает самооценку и оценку ожиданий относительно базовых отношений Я и социального окружения.

Однако в связи с тем, что субъект идентификации также является личностью, то достижение полной тождественности с объектом невозможно. Переживание человеком своего Я в процессе идентификации является проявлением содержания психической жизни, показателем ее наличия, и дает возможность осознать свое Я и его нетождественность Другому. На обобщенном уровне идентификация выступает, как переживание динамической тождественности самому себе, принятие себя как данности . Это интегральное переживание, которое строится из отдельных частных переживаний и проявляется в самых разных конкретных формах, позволяющих исследователям с разных точек зрения видеть этот процесс: он выступает как самооценка, как Я-концепция, как самосознание и др.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что традиционный методологический подход к изучению обозначенной проблемы в контексте социальной регуляции идентификационных процессов не дает полноценной возможности рассмотреть особенности внутрипсихического регулирования динамики формирования ключевых аспектов идентичности. Не уделено должного внимания переживанию тендерной идентичности, интроецированию внешних нормативно-регуляторных объектов, автономизации взрослеющего индивида. Также фактически не учитывается становление эмоциональной автономности взрослеющего человека в условиях смещения референтных структур за пределы семьи. В связи со сказанным, возникает вопрос в определении признаков Я-автономного как результирующей активности при формировании целостной структуры самоотождествления взрослеющего индивида.

Каждый человек в течение жизни сталкивается с определенными переломными моментами, когда остро осознает свою беспомощность перед неизведанностью бытия и определением своей роли в нем. Эти этапы характеризуются переосмыслением ценностей, которые ранее считались незыблемыми, поисками смысла жизни и формированием идей для его достижения. Кризис идентичности, по мнению психологов, является важной точкой отсчета в процессе утверждения человека в качестве полноценной личности, которая способна противостоять социуму, имея собственные взгляды и убеждения.

Что представляет собой этот личностный кризис, что провоцирует его и как выйти из него победителем, расскажем в этой статье.

Немного определений

Личностный кризис – этап в жизни человека, вызванный некой критической ситуацией, когда реализовать ранее поставленные жизненные цели не представляется возможным. Критическая ситуация может быть вызвана как внешними причинами, так и внутренними предпосылками. На этом жизненном этапе человек не может быстро решить возникшую проблему. Те способы, которые были приемлемы ранее, уже не работают. Нужны новые решения, к принятию которых человек часто оказывается не готов. Более того, иногда возникает ощущение, что сделать это невозможно.

Душевный кризис становится этапом, после которого меняется весь ход жизни личности. От того, как человек выйдет из ситуации, которая вначале кажется тупиковой, будет зависеть его дальнейшее существование.

В психологии выделяют несколько стадий, которые человек проходит во время этого этапа.

Личностный кризис может быть вызван несколькими причинами, опираясь на которые выделяют следующие виды переломных этапов:

  • Кризис возрастного развития, который связан с этапами физического и психологического взросления человека;
  • Ситуативный кризис, который вызван определенными трагическими событиями в жизни: развод, болезнь, серьезная травма, смерть, потеря близкого человека.
    От того, насколько сильна воля человека, зависит длительность и напряженность любого сложного этапа.

Переломные ситуации

При планировании своей жизни лишь небольшое количество людей задумывается о неприятных «сюрпризах», которые она может преподнести.

Увольнение с работы, крах в карьере, неожиданное ухудшение материального благосостояния, измена любимого человека или развод – от таких неприятных событий не застрахован никто.

Человек начинает выяснять причины того, что произошло, и не находит их. Внезапность наступления изменений пугает и заставляет искать причину в себе. Чувство вины оттого, что было сделано не все, чтобы предотвратить ситуацию, не покидает. Человек впадает в глубочайшую депрессию.

Душевный кризис появляется как сопутствующее явление при неразрешенных внутренних конфликтах. Желание разобраться в своих ощущениях и духовных возможностях, переосмысление жизненной позиции в связи с возрастными и ситуационными изменениями являются важными составляющими выработки личностных качеств.

Особенности этих переломных моментов связаны с переживанием не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей.

Возрастные изменения

Возрастные кризисы становления личности являются естественной потребностью психики человека. Они кратковременны и обеспечивают правильный ход развития личности. Каждый из таких периодов связан с изменениями деятельности человека и развитием его психических возможностей.

  • Кризис новорожденных обусловлен изменением в жизнедеятельности вне утробы матери;
  • Переломный этап первого года жизни связан с увеличением потребностей и возможностей ребенка;
  • Три года является точкой отсчета в определении собственного «Я»;
  • В семь лет у малыша начинается новый вид деятельности, связанный с обучением в школе;
  • Подростковый этап связан с процессом полового созревания и физическими изменениями;

  • В 17 лет возникает кризис идентичности, который является необходимостью принятия самостоятельных решений и началом самостоятельной взрослой жизни;
  • В 30 лет переломный период связан с невозможностью реализации жизненных целей, поставленных ранее;
  • У сорокалетних людей перелом характеризуется нерешенностью проблем предыдущего этапа;
  • Уход на пенсию воспринимается как изменение привычного уклада жизни, переосмысления прожитых лет и ощущение ненужности и нереализованности.
  • Правильная реакция человека на возрастные изменения способна не только вывести из затяжной депрессии, но и позволит выйти ему на более качественный уровень развития.

Начало формирования личности

Несмотря на то, что кризису трехлеток предшествуют еще 2 этапа, именно этот возраст принято считать началом становления личности. Это время, когда малыш осознает свою значимость и желает «нащупать» рамки дозволенного, период определения своей роли в жизни общества.

Психологи выделили семизвездие кризиса, которое является важным показателем начала проявления детской независимости. Эти признаки указывают на сложные процессы взросления, которые не стоит путать с непослушанием и своеволием.

Кризис «Я сам» связан с желанием самостоятельно существовать в рамках общества, которое представлено
семьей и отношениями в ней. Ребенок начинает требовать самостоятельности, с которой не знает, что делать.

Сложные душевные противоречия выражаются в капризах, непослушании, негативизме и бунте.

При неправильной реакции родителей появляется так называемый кризис доверия, который проявляется в замкнутости или агрессии, низкой самооценке и в нежелании мириться с общепринятыми устоями общественной жизни.

Юношеский этап развития личности

Кризис личности в отрочестве во многом определяет течение других переломных жизненных моментов, связанных не только с возрастом, но и с жизненными обстоятельствами.

В этом возрасте самоопределение в жизни является главным направлением личностного развития. Смена привычного вида деятельности, желание соответствовать общепринятым нормам, но в то же время обладать индивидуальностью, порождает страх перед новой жизнью.

Кризис идентичности, который появляется в период юношества, указывает или на осознание своего низкого социального статуса, или на отрицание ценности социума.

Этот период связан с повышенным вниманием к своей внешности и достижениям, которые уже удалось свершить. Критичность восприятия действительности приводит к занижению собственных возможностей и психологическому дискомфорту. Желание познавать мир и выбирать собственную нишу в нем отражается на выборе будущей профессии.

Кризис идентичности в юности имеет следующие проявления:

  • Страх сближения с другими людьми;
  • Желание изолироваться от окружающих;
  • Неуверенность в собственных возможностях, которая выражается в категорическом отказе от учебной деятельности или же в проявлении особого усердия к ней;
  • Неумение распределять время;
  • Страх перед будущей жизнью, желание жить «сегодня и сейчас»;
  • Активный поиск идеалов, копирование их стиля и образа жизни.

Если кризис идентичности будет правильно преодолен, он позволит юношам и девушкам переступить через психологические барьеры и создать благоприятные условия для дальнейшего развития.

Кризис самоидентификации пройдет менее болезненно, если родители окажут нужную поддержку развивающейся личности. Нельзя допускать чрезмерную опеку и желание навязать собственное мнение ребенку, даже если оно правильное. Позвольте ему самостоятельно принимать решения, строить свою судьбу. Родителям важно понять, что душевный кризис является неотъемлемой частью развития, и от того, как он пройдет в юношеском возрасте, будет зависеть протекание других переломных этапов в жизни взрослеющего человека.

Как выйти из кризиса победителем

Кризисы развития личности – необходимые этапы в жизни каждого человека, которые сопровождают его всю жизнь. Во время кризисного периода важно не замыкаться в себе, отыскивая новые возможности, проявляя стремление двигаться дальше.

Способов, как преодолеть кризис, множество. Главное, не бояться исследовать свой внутренний потенциал и пробовать что-то новое в личных отношениях или карьерной сфере. Умение противостоять жизненным невзгодам позволяет закалить характер, укрепить свою идентичность и добиться новых высот, о которых в спокойном размеренном темпе жизни человек даже не задумывается.

Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Юность (Ранняя - 15 - 17 лет. Поздняя - 17 - 21 год)

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется всё больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий; получение паспорта, наступление условий ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дельнейшего жизненного пути встаёт перед каждым. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремлённость в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбора профессии. Обращённость в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юноши. Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог самостоятельной жизни».

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельность в юности признаётся учебно-профессиональная деятельность.

По мнению Д. И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению.

Сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (нравственные установки, ценностные ориентации и т. д.)

Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Общение в юности

1) Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми;

2) Дружба;

3) Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола;

4) Любовь.

Интеллектуальное развитие в юности

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности - формально - логическое, формально - операционное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующее в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.

Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность.

Психологические новообразования

1) Потребность самоопределения;

2) Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

3) Жизненные планы;

4) Устойчивое самопознание;

5) Идентичность;

6) Ценностные ориентации;

7) Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины).

Кризис перехода к взрослости (18 - 20 лет)

«Отрыв от родительских корней».

61. Развитие самосознания в юношеском возрасте

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период период создания жизненного плана – решаются вопросы « кем быть? » (профессиональное самоопределение) и « каким быть? » (личностное и моральное самоопределение).

Самоопределение , как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).

Это новая внутренняя позиция , включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Самоопределение связано с новым восприятием времени . Теперь осознается временная перспектива.

Наблюдается общая стабилизация личности.

Развивается нравственная устойчивость личности.

Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.

Происходит изменение учебной мотивации.

В последние годы обучения в школе перед подростком встает проблема выбора дальнейшей карьеры. Это вынуждает подростка искать ответа на вопросы «кто я?», «какова цель моего существования?»: подросток переживает кризис идентичности, описанный в возрастной периодизации Э.Э. Эриксона.

Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности .

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного Я. В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство .

Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности .

Чтобы получить идентичность подростку, наряду с принятием социальных ролей, необходимо совершать действия, направленные на определение границ собственных возможностей.

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего Я, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло .

Выделяются четыре стадии развития идентичности:

  • 1) Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.
  • 2) Предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.
  • 3) Мораторий. Стадия кризиса, когда индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.
  • 4) Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию .

Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения .

Таким образом, переживая кризис идентичности, подросток заканчивает формирование личностной идентичности, тем самым, завершая процесс последовательного и многократного синтеза, длящегося на протяжении всего детства. Кризис идентичности необходим для нормального взросления.

Проблема идентичности, в различных ее аспектах (динамика, структура, виды и т.д.) является одной из основных в современной психологической науке. Термин “идентичность” в русском языке употребляется нечасто и преимущественно в значении “тождественность”, однако Э. Эриксон подразумевал под идентичностью также цельность и непрерывность личности. Становление идентичности является важнейшей задачей ее развития. Э. Эриксон создал свою теорию идентичности, исходя из клинического анализа непостоянства “Я” при неврозах. Исключительная важность феномена идентичности стала ясна Эриксону в ходе психотерапевтической практики после второй мировой войны. Его пациентами были солдаты, вернувшиеся к мирным занятиям. Мужественно перенося все тяготы войны, они заболевали неврозом в условиях мирной жизни. У пациентов наблюдались следующие симптомы: чувство страха, тревоги, изоляции, утрата способности к эмоциональному общению. Совокупность этих симптомов, по мнению Э. Эриксона, была присуща размытой идентичности. Причину комплекса подобных невротических симптомов Э. Эриксон усмотрел в изменении социальных условий существования личности. Солдаты в армии занимали четко определенное место в обществе, были включены в социальные отношения, имели устойчивые цели и систему ценностей, специфические способности и личные качества, необходимые для выполнения воинских обязанностей. После окончания войны солдаты должны были включиться в новые социальные отношения, найти новое место в послевоенном обществе. Иначе говоря, солдаты должны были сформировать новую идентичность взамен старой. Трудности подобной перестройки и вызвали невротическое состояние, Э. Эриксоном как диффузность, или потеря идентичности. Э. Эриксон исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования идентичности в процессе взросления человека. Ученый построил схему развития человека, выделив восемь этапов, охватывающих всю жизнь – от рождения до старости. Свою модель Э. Эриксон основывал на эпигенетическом принципе, взятом из эмбриологии: каждый этап развития содержит моменты, решающие для дальнейшей эволюции. Идентичность создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Переход от одной формы идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Первая цельная форма идентичности формируется в юношеском возрасте (Э. Эриксон не выделяет отдельно подростковый возраст). Этот период характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. К этому кризису приводят три линии развития: бурный физический рост и половое созревание; эмоциональная нестабильность и озабоченность тем, “как я выгляжу в глазах других”, “что я собой представляю”; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.
Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, и идентификацией и самоопределением. Если юноше не удается решить эти задачи, у него формируется размытая идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то приоритетной деятельности;
4. формирование “негативной идентичности”, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для поведения.
Канадский исследователь Джеймс Марша в 1996 году выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
1. “Неопределенная, размытая идентичность” характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. “Досрочная, преждевременная идентификация” имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, а в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чуждых мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
3. Для этапа “Моратория” характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. На этапе достигнутой, “ зрелой идентичности” кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.