Во сколько младенцы начинают сидеть. Когда ребёнок начинает сидеть

Когда ребенок начинает сидеть, а чаще всего это происходит в возрасте примерно шесть месяцев, он совершает первый шаг в освоении вертикального пространства . Сев малыш открывает для себя гораздо больше возможностей увидеть окружающий мир: теперь он сможет наблюдать за мамой, смотреть в окно, дотягиваться до игрушек.

О том, что важно знать об этом важном периоде маме любопытного карапуза, мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

Сроков не будет

Чаще 6-8 месяцев - возраст, когда мышцы ребенка уже окрепли для того, чтобы малыш мог сидеть без посторонней помощи.

Обратите внимание, если малыш начинает садиться сам , значит его костная и мышечная система - готовы . Некоторые детки начинают попытки принять вертикальное положение еще в 4-5 месяцев. Особенно им это удается на поверхности, которая немного приподнята, например, родительские колени или автолюлька.

К 5-6 месяцам карапуз постепенно осваивает такие процессы как переворот и подтягивание на руках и тогда его попытки сесть становятся уже все более уверенными. В 6-6,5 месяцев кроха опирается на руку и, может быть еще не совсем уверенно, держит тело, а в 7 месяцев уже может сидеть с прямой спиной.

Важно помнить : все вышесказанное - усредненные показатели , каждый ребенок развивается индивидуально. Однозначного ответа на вопрос «Когда ребенок начинает сидеть» не существует. Некоторые детки начинают раньше ползать и стоять, чем сидеть. Торопить события и переживать не стоит.

Торопиться не надо

Мы много раз говорили о том, что всему свое время, но часто родители очень хотят, словно день победы, приблизить заветный миг , когда ребенок начинает сидеть, вставать или ходить. И делают для этого все… Чаще всего, все, что не нужно.

Конечно, очень хочется гордиться достижениями своего любимого малыша, но усаживать его в кровати, обкладывая со всех сторон подушками, чтобы кроха не заваливался на бок - вредно . Да, ребенку приятно находиться в одной плоскости с родителями, но если он не может удерживать туловище сам, это значит, что его мышцы спины еще слабы и не могут справиться с поставленной родителями задачей.

Педиатр Сергей Васильев рассказывает : «У крупных, полных, недоношенных малышей и деток с маленьким весом мышцы могут быть вялыми и процесс сидения они освоят немного позже. При слабости мышц малыш будет сидеть с круглой спиной, при слабости мышц пресса - станет падать назад, при слабых боковых мышцах - завалится на бок. Примерно до 13-14 месяцев ребенок может помогать себе рукой, а потом мышцы укрепляются на столько, что ребенок сможет сесть с помощью одних лишь мышц живота, таза и бедер».

Поэтому считаем нужным повториться еще раз: способность сидеть самостоятельно , с достаточно прямой спиной, не опираясь на подушки, зависит от крепости мышц . А она приходит лишь с возрастом - в 6-8 месяцев .

Работаем над укреплением

Ускорить процесс укрепления мышц малыша помогут не наши любимые подушки, а и . Мы предлагаем вам освоить три упражнения , делая которые, малыш сможет как можно быстрее самостоятельно принять вертикальное положение.

Тренируем пресс . Положите малыша на спину и аккуратно стимулируйте малыша сесть, подтягивая крест-накрест его руку к ноге (правую руку к левой ноге и наоборот). Рукой фиксируйте ножки малыша над коленями, слегка прижимая их к поверхности, на которой он лежит. Важно: во время этих упражнений не давайте ребенку сидеть самостоятельно. Он должен «висеть, подтянувшись на ваших руках.

Вращаемся . Теперь давайте тренировать боковые мышцы крохи. Для этого посадите малыша, дайте ему свой большой или указательный палец в руки и в таком положении раскачивайте ребенка вперед-назад, вправо-влево, делайте круговые движения.

Делаем наклоны . Приступаем к тренировке мышц спины, а для этого ставим ребенка ножками на стол, спиной к себе. Одной рукой обхватите его ножки, а другой - поддерживайте за животик. Легонько надавливайте на спинку малыша, побуждая его наклониться вперед. Затем подтолкните рукой под животик, чтобы он выпрямился.

А как можно?

Сложно представить себе малыша, который не хотел бы как можно быстрее научиться сидеть, ведь так гораздо более доступным становится такой интересный большой мир.

Сигналом того, что мышцы шеи и груди достаточно окрепли чтобы держать тело в вертикальном положении с помощью дополнительной опоры служат такие умения малыша :

  • спокойно поднимает грудную клетку лежа на животе;
  • умеет переворачиваться в обе стороны;
  • пытается подтянуться из положения «лежа на спине».

Малыша, не умеющего сидеть самостоятельно, можно высаживать в стульчике или коляске, если есть возможность сделать угол наклона спинки 30 градусов (например, с помощью подушки).

Важно понимать, что поверхность, на которую будет опираться карапуз, должна быть не вертикальная, а наклонная ! Пытаться посадить малыша с еще слабой спинкой вертикально, прямой путь к развитию раннего сколиоза или других заболеваний позвоночника.

Не стоит торопить ребенка сидеть, поверьте, рано или поздно он освоит умение самостоятельно, а мы можем помочь ему лишь путем и .

Будьте счастливы и здоровы!

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Новорожденный малыш в первые месяцы жизни выглядит и является очень беспомощным, ведь он еще ничего не умеет.

Однако приготовьтесь к тому, что достаточно быстро ваш кроха начнет расти и развиваться, осваивая различные навыки и овладевая новыми умениями - да так, что вы и оглянуться не успеете. Одним из важных моментов в жизни первого года ребенка является период, когда он учится сидеть и, наконец, садиться самостоятельно.

Чем же ценно это достижение для малыша и какими особенностями оно может характеризоваться?

Несмотря на то, что каждому ребенку свойственно развиваться по своему собственному графику, существуют средние медицинские нормы или этапы развития, на которые принято ориентироваться.

Помните, что детки могут опережать эти показатели или, наоборот, отставать от них, но никакой трагедии в таком отличии не будет.

  • Полгода (шесть месяцев).

Первые попытки подтянуться и сесть малыш может совершать и в четыре или пять месяцев, однако тогда они будут иметь место только в том случае, если вы, к примеру, вложите ему в ладошки большие пальцы своих рук и станете понемногу его поднимать, или же поместите ребенка в приподнятый под небольшим углом детский гамак / автолюльку. После того, как малыш уверенно научиться переворачиваться и сможет самостоятельно подтягиваться ручками, он начинает пытаться сесть более осознанно.

Это происходит приблизительно как раз к полугоду его жизни. В шесть-шесть с половиной месяцев кроха запросто переворачивается на бок и садится на попу, опираясь на вашу руку, или когда вы подтягиваете его за ручки. Сидящего малыша в это время еще нужно поддерживать, так как он еще не умеет держать равновесие и часто заваливается на бок. Долго сидеть ребенку в этом возрасте не рекомендуется - будет достаточно и нескольких минут в качестве тренировки.

  • Семь месяцев.

К семи месяцам он постепенно упражняется в новом навыке и старается довести свое умение до совершенства. Сейчас у него получается сесть уже и без вашей поддержки (к примеру, с положения лежа на животике, опираясь на ручки) и даже посидеть немного с прямой спинкой, удерживая равновесие (ребенок может оставаться в сидячем положении какое-то время и не требует поддержки для спины).

  • Восемь месяцев.

Ваш малыш уже совсем освоился и спокойно садится самостоятельно. Более того, из этого положения он может хоть поползти, хоть лечь обратно, хоть поворачивать корпус во все стороны, хоть пытаться свестись на ножки - одним словом, делать то, что ему захочется, без посторонней помощи.

Итак, не стоит ждать, как видите, что кроха вдруг и сразу научится сидеть, ведь это достаточно сложный процесс, к тому же, у вашего малыша может быть свой индивидуальный темп развития, поэтому не подгоняйте его, а старайтесь максимально помочь.

Но если после полугода ребенок еще не освоил такие базовые навыки, как держать головку, переворачивать и подниматься на ручках, то лучше проконсультироваться с доктором, чтобы исключить наличие возможных патологий или осложнений.

Как присаживать Мальчиков и и девочек - особенности разницы в сроках развития по возрасту

Обратите внимание на то, что существует некоторая разница в сроках развития для мальчиков и девочек. Всем известно, что девочки всегда в своем развитии движутся немного быстрее своих сверстников-мальчишек.

Тем не менее, физически крепкий и активный мальчик может сесть раньше на месяц-полтора, чем спокойная и медлительная девочка того же возраста, так что все очень относительно.

Бытует мнение, что девочкам очень вредит, если присаживать их в раннем возрасте, нельзя давать им садиться минимум до шести-семи месяцев, так как из-за этого у них потом могут деформироваться тазовые кости, а это приведет к травмированию репродуктивных органов и другим проблемам с женской половой системой, включая риск бесплодия или опасных заболеваний.

Однако подобной информации склонны верить лишь люби старшего поколения, а современные врачи уже давно доказали, что эти страхи совершенно безосновательны.

Поэтому если ваша малышка делает попытки сесть в пять месяцев, позвольте ей развиваться согласно ее физическим возможностям и психической зрелости. Однако учитывайте и то, что слишком раннее присаживание может быть вредно и опасно для любого ребенка, не зависимо от его пола.

Правильная поза для сидения - проверяйте малыша

Не менее важно следить за тем, как именно садится и сидит ваш кроха - все части тела должны быть расположены в правильной позе, иначе он будет быстро уставать, могут затекать и начинать болеть мышцы и т. д.:

  • головка малыша - немного наклонена вперед (опущенный подбородок);
  • верхняя часть позвоночника и шейка - разогнуты;
  • ручки - выступают в качестве опоры и находятся перед малышом;
  • поясница - немного согнута;
  • тазобедренные суставы - тоже (плюс - легкий наклон вперед);
  • ножки - развернуты наружу и разведены, при этом на боковую поверхность будет приходиться основный упор.

Если ребенок сидит не так, помогайте ему, поправляйте, однако может быть, что навык сидения ему еще не по силам, а вы слишком спешите.

стульчик для кормления и другие приспособления: как пользоваться и почему нельзя злоупотрелять ими?

Если раньше только начавшего сидеть малыша усаживали к спинке дивана и обкладывали подушками (педиатры предупреждают, что так делать нельзя!), то сегодня существует множество дополнительных приспособлений, как специальный высокий столик для кормления, сидячая коляска, домашние качельки и т. д.

Несомненно, все это существенно упрощает молодой маме жизнь - можно просто усадить малыша куда-то рядом с собой, дать игрушку и спокойно заниматься своими делами. Однако насколько это хорошо для ребенка?

Всем родителям стоит запомнить, что до того момента, пока мышцы крохи не окрепнут в полной мере, чтобы он мог выдерживать новую для него нагрузку, его не рекомендуется оставлять надолго в сидячей позе.

Это касается всех дополнительных приспособлений:

  • столиков или стульчиков для кормления;
  • переносок вроде «кенгуру» или специальных рюкзачков;
  • сидячих колясок (допустимый угол фиксации спинки транспорта может быть сорок пять градусов);
  • качели или детский гамак.

Не стоит даже сажать малыша на колени в слишком раннем возрасте или пытаться стимулировать его для сидения другими способами. Конечно, уже после того, как ребенок начнет садиться самостоятельно (в семь-восемь месяцев), все эти вещи очень вам пригодятся.

Однако, чем младше малыш, тем меньше он должен оставаться в сидячем положении. К примеру, если ребенок сел в полгода, то усадить его в тот же столик или коляску можно не более, чем на один час в сутки.

Можно ли самостоятельно начинать сажать ребенка? Возможный вред и риски

У многих мам часто срабатывает какой-то соревновательный инстинкт, и если соседка утверждает, что ее ребенок в полгода уже совершенно самостоятельно садился и даже подолгу играл сидя, то, значит, ваш малыш должен сделать это еще раньше.

Но как бы вам не хотелось похвастаться достижениями своего чада, будьте благоразумны - не торопите события и пробуйте усаживать ребенка самостоятельно в очень раннем возрасте, тем более, если он вообще не готов и не делает к этому попыток.

Педиатры предупреждают: если вы будете пытаться посадить малыша слишком рано, то это может быть чревато множеством различных проблем в будущем:

  • поскольку мышцы маленькой спины еще не подготовлены к нагрузке, вы легко спровоцируете нарушение формирования позвоночника, что, в свою очередь, станет причиной его искривления или патологического смещения позвонков;
  • также возможны проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • защемление шейных позвонков;
  • нарушение развития тазовых костей;
  • деформация грудной клетки и сдавливание внутренних органов.

Как видите, совершенно не стоит рисковать здоровьем своего малыша ради повода похвастаться его ранним навыком. Лучше дождитесь момента, когда он сам будет к этому готов, но не усаживайте его специально.

Тем не менее, если ваш ребенок все же сел самостоятельно раньше положенного срока (до полугода), то, конечно, назад силком вы его уже не положите и никак не запретите повторять попытки снова.

В этом случае врачи советуют просто не усаживать малыша еще и специально, не использовать все вышеперечисленные дополнительные приспособления для долговременного сидячего положения, ну и не давать ребенку сидеть более часа в день.

Доктор Комаровский рассказывает, в чем заключается задача родителей, когда, по их мнению, подошло время учиться сидеть ребенку, почему не стоит торопиться и подсаживать малыша раньше срока.

Как быть, если малыш не сидит в положенном возрасте?

Однако бывают и обратные ситуации, когда назначенный срок уже подошел, а кроха и не собирается садиться.

Паниковать раньше времени, конечно, не стоит, ведь это только в теории и по усредненным нормам ребенок должен начать садиться в полгода, а на практике и зачастую он самостоятельно научится сидеть лишь в девять-десять месяцев. К слову, это тоже считается вариантом нормы.

Но старайтесь не пропускать плановых ежемесячных осмотров у педиатра и, если есть возможность, сходите на консультацию к ортопеду или неврологу. Это позволит вам исключить возможные риски и не упустить драгоценное время, если причиной задержки развития является какое-то заболевание, осложнение или патология.

А они могут быть самые разные:

  • задержка моторного или психомоторного развития;
  • последствие вакцинации;
  • синдром тонусных расстройств;
  • повышение внутричерепного давления;
  • последствия тяжелой беременности или родов (внутриутробная гипоксия, внутриутробная задержка развития, недоношенность или переношенность, инфекция, многоводие / маловодие, предлежание плаценты, врожденные пороки, преждевременное излитие амниотической жидкости, преждевременные роды, невысокая оценка по шкале Апгар, родовые травмы и т. д.).

Тщательное обследование у специалиста поможет вам понять, обоснованы ли ваши страхи и опасения или совершенно беспочвенны. Если малыш здоров и активен, вовсю переворачивается и ползает, но никак не может сесть, то, возможно, нужно просто помочь ему обучиться этому навыку: заниматься его физическим развитием, выполнять с ним упражнения, чтобы укрепить мышцы, делать массаж, всячески мотивировать кроху к сидению.

Полезные упражнения и массаж

О пользе и необходимости массажа для грудничков известно всем. Если у малыша нет никаких особенных показаний для специального медицинского массажа, сеансы которого можно проходить только у медработника или врача, вы можете делать профилактический массаж ребенку дома.

Главным условием для такой процедуры является хорошее настроение крохи. Выберите наиболее удобное время (лучше всего утром или в первой половине дня), когда малыш не голоден и не хочет спать (между кормлениями за полчаса-час до еды или минимум через час после).

Профилактический массаж предполагает исключительно мягкие поглаживания и небольшую разминку мышц ребенка - никакого точечного или силового воздействия быть не должно.

Также для общего физического развития крохи будут очень полезны занятия плаванием, поэтому по возможности обязательно посещайте с ним специальную группу для грудничков в бассейне (обычно занятия проводятся после трех месяцев). Плавание прекрасно укрепляет и тренирует все мышцы тела, а также является отличным способом закаливания ребенка.

Помимо этого, можно выполнять и целый ряд полезных физических упражнений дома или со специалистом в физиотерапевтическом кабинете.

  • Приподнимать малыша за ручки, вложив ему в ладошки большие пальцы своих рук.

Прекрасный способ развития мышц его брюшного пресса, а также стимулирование к самостоятельному усаживанию. Начинать такие упражнения можно уже с трех-четырех месяцев (ребенок должен хорошо сам держать головку). Постепенно старайтесь увеличивать и время удерживания, и угол наклона. После полугода придерживайте кроху не за две ручки, а только за одну, осторожно подтягивая его к себе, а другой своей рукой создайте ему опору для спинки, чтобы он понял, как садиться.

  • Уложите ребенка на животик и приподнимайте его, одной рукой поддерживая под ножками, а другой - под грудной клеткой.

При этом своими ножками малыш должен упираться в вашу грудь, немного приподнять головку и напрячь спинку и попу. Зафиксируйте его в этом положении «самолетика» на пару секунд. Упражнение помогает укрепить мышцы спинки.

  • Тренировке боковых мышц живота поможет следующее упражнение: посадите ребенка и придерживайте одной своей рукой его ножки.

Дайте ему ухватиться за большой палец другой руки, а остальными пальцами крепко возьмитесь за его кисть. Начинайте аккуратно раскачивать малыша за ручку в разные стороны (влево-вправо, назад-вперед), так чтобы получались круговые движения.

  • Еще одно хорошее упражнение для мышц спины: поверните ребенка спинкой к себе и поставьте его на ножки.

Одна ваша рука должна обхватывать ножки малыша, а другая - поддерживать его под животиком. Побуждайте кроху сделать наклон вперед легкими надавливаниями на спинку, а потом подталкивайте под животик, чтобы он выпрямлялся.

  • Пусть малыш лежит на спинке, а вы, одной рукой придерживая его ножки, второй беритесь за его ручку и старайтесь потихоньку завести ее в противоположную сторону, стимулируя подъем корпуса с опорой на предплечье-локоть-кисть.
  • Очень эффективными считаются упражнения с мячом для фитбола и валиком.

На мяче ребенка можно просто положить и покачивать его, придерживая за ножки (малыш может сначала лежать на спинке, а потом переворачиваться на животик), сгибать поочередно ему ножки и ручки, если вы будете держать его в области таза и за ножки, то ребенок сможет повернуть на бок и опереться на ручку.

Поставьте малыша на четвереньки над круглым валиком, так чтобы он опирался на него животиком. Подтягивайте его за таз и помогайте сесть на пяточки, положив ручки на валик. Либо в том же положении покажите ему яркую игрушку, чтобы он потянулся за ней вперед и вверх, перенося центр тяжести на ножки. Помогите ему при этом сесть.

Со временем будете добавлять и другие упражнения, помогающие деткам развивать устойчивость позы сидения, тренировать координацию и укреплять остальные мышцы.

Однако однообразное выполнение упражнений может быть очень скучным занятием. Иногда ребенок не хочет садиться, ведь вы все сами спешите сделать за него, поэтому постарайтесь еще и как-то мотивировать кроху:

  • Подвесьте перед малышом игрушку.

Если он лежит на животике, то будет стараться приподнять голову, опереться на ручки, укрепляя мышцы шеи и спинки, а если на спинке, то это будет для него поводом подтянуться, чтобы достать желаемый предмет. Уже когда ребенок сел, закрепите игрушку на расстоянии - это поможет крохе сконцентрировать внимание и подольше держать равновесие.

  • Если вы обкладываете малыша со всех сторон подушками, не давая ему завалиться на бок, то это ограничивает его полноценное развитие.

Пусть ему в какой-то момент будет неудобно, пусть он даже свалится при попытках сесть, но так его мышцы станут более тренированными, и он сможет в конце концов научиться садиться самостоятельно, ища удобное положение для тела, чувствуя баланс и держа равновесие.

  • Сидя все время в кроватке или манеже, ребенок не знает, к чему стремиться и не видит ничего интересного вокруг.

Почаще доставайте его, играйте с ним на полу, дурачьтесь, занимайтесь, чтобы малышу хотелось осваивать и изучать новое пространство.

Все занятия можно сопровождать потешками или стишками, включать веселые детские песенки. И не забывайте хвалить малыша за его успехи и достижения.

Заключение

Не стоит гнаться за эфемерными сроками и стараться втиснуть развитие своего ребенка в приблизительные средние нормы - позвольте ему осваивать все необходимые навыки постепенно и самостоятельно, когда для этого придет подходящее время.

В один прекрасный день он обязательно порадует вас умением сидеть, так что наберитесь терпения и окружите малыша заботой, лаской и любовью, ведь это не менее важно для его всестороннего гармоничного развития.

Время, когда ребёнок начинает сидеть сам, очень индивидуально. Многим папам и мамам хочется, чтобы их малыш быстро и правильно развивался, а опережающие достижения сверстников начинают вызывать беспокойство, особенно у молодых родителей.

Но не стоит ставить свои желания выше здоровья ребёнка. Есть определённые нормы развития детей, которые подтверждены знаниями специалистов в этой области. А вопрос, с какого времени малыш должен сидеть самостоятельно, очень серьёзный, ведь от этого зависит будущее здоровье ребёнка.

Примерные сроки

Позвоночник родившегося младенца не может находиться в отвесном положении - мышцы его тела ещё не развиты. Поэтому медики не рекомендуют специально усаживать кроху, он должен это сделать сам. Если малыш достаточно развит, то он обязательно сядет самостоятельно.

Постепенно растущий ребёнок развивает мышцы шеи и учится держать голову. С каждой неделей у него появляются новые навыки, вскоре дети учатся переворачиваться на спину. Следующим шагом будет умение садиться.

В среднем, попытки сесть начинаются в 5 месяцев. По поведению малыша понятно, что ему хочется это сделать, ведь когда ты сидишь, можно увидеть гораздо больше предметов! В этом случае, некоторые родители берут кроху за ручонки и тянут на себя, а он пытается сесть. При этом вряд ли он не может сделать это самостоятельно, хотя некоторым детям удаётся сесть из полулежачего положения.

  • Ребёнок в 5–6 месяцев будет постоянно падать в разные стороны при попытке сесть. Не надо паниковать - это нормально. Не следует постоянно помогать крохе, он должен самостоятельно пытаться удержаться. Главное - позаботьтесь, чтобы место, куда заваливается грудничок, было безопасным.
  • К 6 месяцам у многих детей мышцы становятся крепче, и они непродолжительное время сидят сами, периодически заваливаясь на бок или спину. Постепенно пребывание в таком положении становится более продолжительным и составляет около часа в день.
  • В семимесячном возрасте многие дети сидят самостоятельно, но всё равно непродолжительное время, ведь мышцы спины пока слабо развиты.
  • В 8–9 месяцев большинство детей уже сидят хорошо. Они могут менять положение тела самостоятельно, например, сесть из лежачего положения и лечь обратно.

Родители должны помнить, что это приблизительные нормы. Каждый малыш развивается в этом возрасте очень индивидуально, поэтому расхождение с нормой на несколько месяцев не считается нарушением. Замечено, что даже в одной многодетной семье у каждого ребёнка все достижения индивидуальны и могут отличаться на несколько месяцев, будь то мальчик или девочка.

Можно ли сажать ребёнка специально

Каждая мама хочет, чтобы её малыш развивался быстрее, и когда ребёнок начинает садиться, родители получают значительное облегчение.

Большинство детей в 5 месяцев уже могут держать спину если помочь им сесть. Некоторые родители торопятся поскорее обложить кроху подушками, думая, что это поможет закрепить результат. Особенно представители старшего поколения очень любят давать подобные советы. Но нужно проявлять максимум терпения и ждать, когда ваш малыш будет готов.

Специально усаживая малыша раньше того момента, пока он сам начнёт это делать, можно серьёзно навредить его позвоночнику. Если ребёнок не садится самостоятельно, значит спина ещё недостаточно окрепла и не готова к этой нагрузке. Но даже если кроха сел в 5–7 месяцев самостоятельно, нельзя фиксировать его в положении «сидя» подушками!

Как можно понять, что время, когда ребёнок должен самостоятельно сидеть, ещё не наступило? Грудничок падает на бок, его спинка во время сидения округляется. Не следует специально сажать детей раньше семимесячного возраста.

Раннее сидение - большая нагрузка на позвоночник, а он у грудничков ещё мягкий, хрящи могут с лёгкостью сдвинуться с места. Подобная спешка в дальнейшем чревата искривлением позвоночника, деформацией костей таза и другими негативными последствиями.

Роль массажа в сидении малышей

Вроде пришло время, малыш должен удерживаться в вертикальном положении самостоятельно, но никак не может этого сделать. Родители начинают тревожиться и выяснять, во сколько месяцев дети начинают сидеть у друзей, родителей и специалистов.

Даже если грудничку исполнилось полгода, а он не способен выполнить это действие, ничего страшного. Необходимо ждать, когда позвоночник станет крепче.

Ребёнку исполнилось 8 месяцев, но и в этом возрасте нет сдвигов? Пришло время ему помочь и начать делать массаж. Ведь когда малыш малоподвижен, все его мышцы находятся в расслабленном состоянии, поэтому им нужно помочь стать более крепкими. Особенно это относится к детям с дистонией.

Записаться на детский массаж можно в своей поликлинике, можно обратиться к хорошим частным специалистам, или выполнять процедуру самостоятельно. Важно воздействовать на область шеи, локтевые суставы и область спины.

Существуют несколько правил массажа:

  1. На руках не должно быть ничего постороннего, их нужно помыть.
  2. В процессе массажа нужно обязательно общаться с малышом, чтобы процедура вызывала у него только положительные эмоции. Движения рук должны быть мягкими, не вызывающими болевых ощущений. Нельзя надавливать на позвоночник.
  3. Делать массаж следует не ранее, чем через 30 минут после еды, кроха не должен быть голодным.
  4. Если малыш болеет, у него поднялась температура, плохие анализы мочи или кала, процедуру необходимо отложить до момента выздоровления или выяснения причин.

Массаж включает поглаживание, разминание и растирание, проводится в течение 20–30 минут. Выглядит техника примерно так (хорошо, если вы найдёте специалиста, который покажет вам технику):

  • Положите кроху на живот и гладьте спинку снизу вверх и в обратном направлении;
  • Затем, начинайте подушечками пальцев делать движения в виде спирали в разных направлениях вдоль рёбер. Выполняем данные манипуляции по 5–8 раз;
  • Разминание делаем в направлении от поясницы к шее на боковых мышцах спины 3–5 раз;
  • В конце поглаживаем спинку грудничка.
Когда ребенок начинает сидеть, следует понаблюдать за ним: в правильном варианте его голова должна быть слегка наклонена вперёд, а верхняя часть позвоночника и область шеи распрямлена. Руки являются опорой, поясница немного согнута, ноги разведены. Если он садится как-то иначе, значит этот навык ещё не сформирован.

Упражнения для укрепления мышц

Если малыш и в 9 месяцев не может сесть самостоятельно - это не повод для паники, но консультация с врачом не будет лишней. Он определит, нет ли каких-либо проблем со здоровьем.

Кроме этого, каждая мама должна знать несколько упражнений, способных помочь крохе. Например, такие:

  1. Малыш лежит на спине, возьмите его за ручки, он будет пытаться садиться. Несколько секунд удерживаем его в таком полулежачем положении. Повторяем упражнение. Можно поднимать то за одну, то за другую руку по очереди, очень аккуратно.
  2. Поверните сидящего ребёнка спиной к себе. Руками подоприте локти малыша. Он должен тянуться за предметами, доставать их и возвращаться в исходное положение.
  3. Посадите ребёнка к себе лицом. Держите его за ручки и раскачивайте из стороны в сторону. Можно напевать какую-нибудь детскую песенку.
  4. Упражнение «шагание» укрепляет мышцы. Держите малыша за подмышки, он начнёт передвигать ногами рефлекторно.
  5. Из положения лёжа подведите ножки/ручки ребёнка к стене - он начнёт отталкиваться. Эти упражнения укрепят мышцы ног, рук и спины.
  6. Тонус мышц улучшит упражнение «восьмёрка»: перемещайте кроху по водной поверхности в виде этой цифры. Также полезны приседания в воде.

Водные процедуры очень полезны - все мышцы малыша хорошо тренируются, а нагрузка на область позвоночника совсем небольшая. В ванной можно выполнять целый комплекс упражнений, а если возможно, то лучше записаться в бассейн.

Хорошо тренирует мышцы малыша катание на большом мяче, на спинке и на животике. Крохе очень понравятся такие упражнения, особенно если с ним постоянно разговаривать.

Если кроха хорошо ползает, а сидеть ещё не умеет, то не следует паниковать даже в 9 месяцев. Многие родители очень волнуются по этому поводу, а нужно просто немного помочь малышу. Главное, чтобы не было проблем с костно-мышечной системой или каких-либо неврологических нарушений. В своё время он сядет без посторонней помощи.

Постепенно учите кроху сидеть на детском стуле. Начать надо с нескольких минут, потом время увеличиваем. Наклон сиденья должен быть не больше 40–45 градусов.

Мальчики и девочки: есть ли разница

Вопрос о том, когда садятся мальчики, а когда девочки, вызывает много споров. В среднем, навык сидения у девочек формируется немного позже. Независимо от пола ребёнка, необходимо подождать, когда он начнёт сидеть сам.

Когда-то врачи считали, что если девочку сажать в четырёхмесячном возрасте, то у неё сформируется изгиб матки. В настоящее время доказано, что подобные нарушения появляются не по этой причине, но торопиться всё равно не следует. Девочку можно начать присаживать в 5 месяцев, а если в возрасте полугода она сама будет делать такие движения, то это нормально.

У мальчиков этот процесс можно начать немного раньше. Мышечный корсет будущего мужчины начинает укрепляться после 4 месяцев. Если малыш делает хорошую опору на руки и пытается сесть, ему следует немного помочь.

В целом, пол не влияет на то, в каком возрасте ребёнок начинает сидеть. Ребёнок садится по достижении определённого физического развития.

Для облегчения ухода за малышом в наше время существует немало приспособлений. Но родители должны знать, какие предметы помощи в определённом возрасте грудничка могут оказаться вредными.

  • Не рекомендуется использовать до 6 месяцев детские столики и автомобильные кресла без лежачего положения. Сегодня на рынке представлено множество моделей автокресел под любой возраст. Главное, чтобы малыш лежал или полулежал, но не сидел в нём;
  • Детская сумка «кенгуру» очень удобна для пап и мам, но её тоже не следует использовать для детей до полугода. Она будет отрицательно воздействовать на неокрепший позвоночник;
  • Если вы носите малыша на руках, то нужно слегка прижимать его к себе, чтобы он как бы лежал на вас. В таком положении нагрузка на позвоночник будет минимальной.

Все нормальные родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и крепкими. Здесь важно помнить, что многое зависит от их отношения к ребёнку. Любые промахи в развитии крохи в самом раннем возрасте могут обернуться впоследствии серьёзными проблемами. Теперь вы знаете во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть и чего нельзя делать, чтобы не навредить. Поэтому будьте внимательнее к здоровью своих детей!

Когда ребенок начинает сидеть? У специалистов есть особое мнение по этому вопросу. Можно ли торопить развитие малыша? Есть ли специальные методы, способствующие качественному физическому развитию? На все данные вопросы существуют определенные ответы и полезные рекомендации.

Первые навыки новорожденных радуют и умиляют родителей: улыбка, способность перевернуться со спины на животик, попытки к тому, чтобы самостоятельно присесть. Но развитие детей не всегда идет по общепринятым медицинским стандартам.

Мнение специалистов по данному вопросу вполне определенное – до шестимесячного возраста вертикальное положение позвоночника не является естественным для ребенка. Усаживая малыша искусственным образом, родители рискуют навредить его здоровью.

В более старшем возрасте это обернется неприятными последствиями. Если ребенок сам сядет до полуторагодовалого возраста, это тоже считается нормальным. Но даже в данном случае, ребенок не должен находиться в таком положении дольше часа.

По мнению педиатров в 6 либо 7 месяцев малыш может сидеть с поддержкой. Во сколько ребенок начинает сидеть без чьей-либо помощи? Где-то на 7-й или 8-й месяц жизни.

A в возрасте 9 месяцев ребенок может запросто садиться самостоятельно, и даже лечь из сидячего положения. Но есть детки, которые нормально могут сидеть лишь в год. Это зависит от темперамента и индивидуального физического состояния.

Некоторые дети могут сесть на месяц раньше сверстников. Это также считается нормой. А вообще у каждого малыша свой собственный путь развития и свой индивидуальный срок для определенного навыка.

Главным знаком того, готов ли ребенок сидеть сам, является – если он не заваливается набок. Если заваливается, то это ему еще делать рано. Гораздо полезней будет, если родители будут активно стимулировать его ползание.

Родителям надо обращать внимание на то, может ли малыш поднять грудную клетку из лежачего положения на животе. Это является свидетельством того, что мышцы груди и шеи окрепли и вскорости малыш может делать попытки сесть.

Когда начинают сидеть дети самостоятельно: нормы для мальчиков и девочек

В прошлом полагали, что усаживать девочек на попу следует значительно позже представителей сильной половины человечества. Мотивировали это тем, что раннее присаживание сказывается на развитии половых органов и вредно для тазобедренных костей. Сегодня педиатры отказались от такого подхода.

Когда ребенок начинает сидеть неважно, главное, чтобы он начал делать это самостоятельно.

Кроме того, пол ребенка не влияет на этот навык. Педиатры отмечают, что нормой для присаживания детей является период 6–9 месяцев. Способности ребенка в этом вопросе играют решающую роль. Ознакомиться с навыками, которыми должен обладать ребенок в зависимости от возраста можно в таблице.

Навыки детей в зависимости от возраста:

Возраст (мес.) Способности
4–6 Самостоятельных способностей пока нет. Малыш способен с посторонней помощью, короткое время находится в положении сидя. Без поддержки ребенок быстро теряет равновесие и опрокидывается на спину
6,5–7 Присаживаться самостоятельно малыш не умеет, но находясь в вертикальном положении, он удерживает равновесие без посторонней помощи
7,5–9 Малыш способен самостоятельно присаживаться из любой позиции (находясь на животике, боку, спине)

Ориентировочно малыши начинают держать корпус в вертикальном положении без помощи со стороны в 7 мес. Но есть малыши, которые осваивают этот навык лишь ближе к году. Позднее (по мнению родителей) присаживание ребенка не является отклонением от нормы и не указывает на какие-либо проблемы со здоровьем.

Этапы развития навыка

На навыки развития процесса сидения влияет несколько факторов:

  • Формирование скелета. Присаживаться на «желейные» кости малыш не может. Они должны окрепнуть, набрав достаточно кальция.
  • Формирование мышц. Пока мышечные ткани ног, шеи и спины недостаточно сформированы, ребенок просто физически не сможет присесть и удержать в таком состоянии корпус. Плохо окрепшие мышцы не способны зафиксировать корпус в позиции сидя.
  • Психоэмоциональное развитие . Малыш не будет предпринимать попытки принять положение сидя, пока у него не возникнет такая потребность. Родители должны заинтересовать малыша: новой игрушкой, животным или сменой обстановки.
  • Развитие нервной системы. Малыш не начнет присаживаться, пока мозг не отдаст приказ телу. Именно нервные импульсы заставляют напрягаться определенные группы мышц. У взрослого человека тело уже приучено выполнять команды. Мышцы же ребенка только начинают их изучать.

Когда ребенок начинает сидеть, родителям стоит быть крайне внимательными. Возможно, он еще к этому не готов.

Определить способности ребенка помогут принятые среднестатистические этапы развития младенцев:

  • В период 2–4 мес. грудничок, находясь на животе, способен оторвать голову и плечи от поверхности и на несколько минут задержаться в такой позиции.
  • В возрасте 4–6 мес. начинает предпринимать попытки переваливаться с боку набок. Он способен сменить положение, переместившись со спины на живот и в обратном направлении.
  • В период 5–8 мес. малыш способен фиксировать корпус без помощи со стороны на протяжении 20–40 сек. Потом он начинает укладываться на бок. Поскольку костный корсет и мышцы еще не окрепли, он может травмировать лицо или голову. Избежать неприятных последствий помогут подушки. Достаточно обложить им ребенка. Но оставлять малыша без присмотра не стоит. Упав лицом на подушку, у ребенка может случиться механическая асфиксия.
  • В период 6–9 мес. ребенок начинает осваивать технику ползания.
  • В возрасте 8-12 мес. малыш учится ходить с помощью опоры или взрослых.

Родителям в период бодрствования стоит внимательно наблюдать за способностями ребенка. Его навыки сами расскажут о том, что малыш уже способен самостоятельно присаживаться. Специалисты утверждают, что чем позже он научится держать корпус в вертикальном положении, тем крепче будет его здоровье.

Когда ребенок рано начинает садиться на попу, это может спровоцировать развитие у него существенных проблем в будущем.

Например:

  • Искривление позвоночника. Неокрепшие мышцы и слабый скелет под воздействием нагрузки легко деформируются. Сколиоз накладывает след не только на внешний облик малыша (портится осанка), но и приводит к развитию серьезных проблем к работе внутренних органов и спины. Что характерно, данной проблеме девочки подвержены больше, чем мальчики.


  • Деформация грудной клетки. Патологические изменения размеров, объема и формы грудины приводит к уменьшению расстояния между позвоночником и грудной клеткой. В результате нарушается положение внутренних органов. У ребенка могут начаться проблемы с дыханием и сердцем. Данное заболевание чаще встречается у мальчиков.
  • Проблемы в формировании тазобедренных костей. Неокрепший скелет пластичен и под давлением веса малыша может деформироваться.
  • Травмирование позвонков.
  • Заболевание тазобедренных суставов. Болезни такого рода способны вызвать косолапость, хромоту, плоскостопие и неустойчивость походки.
  • Трудности в психоэмоциональном развитии. Незнакомая для малыша поза, травма или испуг могут привести к боязни и нежеланию осуществлять какие-либо действия.

Многие взрослые люди не знают, что беспричинные боли в поясничном отделе после 45 лет также часто вызваны ранним усаживанием. Именно поэтому ортопеды рекомендуют родителям не присаживать малыша, пока он сам это не сделает. И не стоит водить детей за руки пока, они не пойдут самостоятельно вдоль опоры.

Когда ребенок начинает сидеть, родители должны проявлять к нему особую заботу и беречь его здоровье.

Каждому родителю надо знать, что нельзя делать пока ребенок не сядет сам. Поможет им в этом информация, каких действий с ребенком им следует избегать:

  • Не присаживать малыша до 2–2,5 мес. Разрешается придавать корпусу ребенка вертикальное положение на руках после 3 мес. При этом ребенок может находиться только в полусидящем положении с несильно согнутыми ногами.
  • Избегать длительного пребывания ребенка в сидячем положении, запрещено катать в коляске в положении сидя, использовать ходунки и переноски «кенгуру». Первые попытки принятия вертикального положения должны ограничиваться 1–2 мин.

Кроме того, родителям не стоит осуществлять первые попытки присаживания на полу или предметах интерьера. Ознакомление с новым навыком должно проходить на коленях мамы или папы. Находясь в такой позе, ребенок чувствует себя в безопасности. Его спина зафиксирована, и жесткое основание не травмирует копчик.

  • Не помещать малыша в стульчик для кормления или выкладывать вокруг него подушки, если он плохо стоит на ножках или не делает попыток к переворачиванию.
  • Редкое проведение оздоровительных процедур. Для укрепления мышечного каркаса, малыша следует выкладывать на животик, подталкивая его тем самым к поднятию головки и переворачиванию.

Важно также регулярно проводить легкий расслабляющий массаж и делать ежедневную гимнастику. Ежедневный массажный комплекс и легкие упражнения помогут укрепить мышцы вашего малыша.

Например, к легким упражнениям можно отнести подтягивание ребенка за руки из лежачего положения. Также можно выполнять упражнение «самолет». Для этого надо положить малыша на живот и приподнимать его двумя руками, предварительно зафиксировав руки под грудной клеткой и ножками малыша.

Родителям можно без опаски присаживать ребенка, если у него имеются следующие способности:


Часто дети не желают присаживаться, даже достигнув 7-месяного возраста. Если ребенок пытается лечь, плачет и отказывается стоять на ножках, не стоит принудительно усаживать его на попу. Когда придет время, он сам захочет познакомиться с миром под новым углом.

Правильное положение малыша во время сидения

По мнению взрослых, умение сидеть не требует особых навыков и познаний. Но в действительности, покорить данную способность не так легко, как может показаться. Зачастую дети быстрее учатся ползать, чем сидеть. Но в силах родителей помочь своему чаду освоить новый навык.

Для этого нужно его научить принимать правильное положение во время присаживания:

  • Располагаясь вертикально, голова малыша должна быть чуть-чуть склонена вперед.
  • Шея ребенка в период присаживания должна быть в разогнутом состоянии.
  • Руки малыша являются его опорой, поэтому они должны находиться спереди и упираться в твердую поверхность.
  • Спина во время сидения должна быть чуть-чуть изогнута.
  • Тазобедренные суставы ребенка смотрят вперед и располагаются в согнутом состоянии.
  • Ноги должны быть раздвинуты в стороны и как бы вывернуты наружу таким образом, чтобы опора приходилась на боковую часть конечностей.

Когда ребенок начинает сидеть, очень важно проследить за соблюдением малышом правильной позы

Если положение тела ребенка будет отличаться от описанного выше, малыш будет быстро утомляться и капризничать.

  • Прогулочных колясок. Исключение составляют образцы, у которых регулируется уровень наклона.
  • Прыгунков и переносок «кенгуру». В изделиях подобного вида малыш испытывает стресс. На неокрепшие мышцы и позвоночник идет сильная нагрузка, которая может спровоцировать появление микротравмам позвонков.
  • Присаживать ребенка в подушках. Прибегать к страховке такого рода разрешается только когда скелет малыша окрепнет и будет удерживаться в вертикально не меньше 1 мин.

Когда ребенок начинает сидеть, родители должны строго следить, чтобы он не принимал патологических поз.

Одним из опасных положений для малыша считается позиция с изогнутыми и вывернутыми назад ногами.

Данное расположение напоминает букву «W». Во время такой позиции на тазобедренные суставы и колени оказывается сильная нагрузка, которая приводит к тяжелым патологиям.

Упражнения от Комаровского, способствующие развитию навыка

По мнению известного педиатра, детям для освоения способности принимать вертикальное положение не требуется помощь родителей. Единственное, чем взрослые члены семьи могут помочь ребенку – это укрепить его скелет и мышечный корсет с помощью ежедневной зарядки. Чтобы оздоровительный процесс не вызывал дискомфорт, следует совмещать пассивные и активные занятия.

Для формирования требуемого навыка доктор Комаровский рекомендует использовать следующие типы тренировок:

  • «Качели». Малыш укладывается лицом вверх на твердую поверхность. Родители протягивают к нему руки таким образом, чтобы он захватил только указательный палец. После этого ребенка начинают медленно поднимать до такой позиции, когда его корпус окажется в полусидящем положении. Не нужно усаживать малыша на попу, достаточно чтобы его тело поднялось на 45°. После чего ребенка медленно опускают. Запрещается проводить эту тренировку в кроватке или на диване. Мягкая поверхность не обеспечивает позвоночнику правильную поддержку. Кроме того, важно медленно выполнять данное упражнение. Тогда спина и руки малыша напрягаются максимально. Доктор Комаровский рекомендует проводить тренировку «качели» не ранее 4–5 мес.
  • «Рыбка». Данное упражнение рекомендуют проводить в период вечернего купания. На малыша надевают ортопедический круг. За счет специального приспособления ребенок чувствует себя в безопасности, и его шея четко зафиксирована. Малыш помещается в ванну лицом вниз, и подталкивается родителями за ножки. Родителям необходимо совершать поступательные движения вперед-назад. После завершения упражнения не рекомендуют переворачивать ребенка на спину. Он должен постараться выполнить это сам. Если же он ленится, родители должны ему помочь. Для этого ребенка берут за руку и показывают ему как правильно перевернуться. В течение водной тренировки малыш должен совершить как можно больше поворотов. Приступать к выполнению занятия «рыбка» рекомендуют с 1 мес.
  • «Гусеница» . Во время этого занятия ребенок располагается лицом вниз. На некотором расстоянии помещается привлекающий внимание объект. Если малыш не боится, можно сделать, чтобы предмет издавал звуковые сигналы. При этом ребенок не должен дотягиваться до установленного объекта. Когда он заинтересуется предметом и попытается до него дотянуться, задача родителя надавить руками на его стопы. Таким образом, кроха инерционно будет отталкиваться и ползти. Задача ребенка добраться до цели и взять ее в руки. Прибегать к тренировке «гусеница» рекомендуют с 4 мес.
  • «Летчик». Во время упражнения малыша берут таким образом, чтобы правая рука взрослого человека обхватывала его живот. Кисть должна располагаться под грудиной. Левая рука фиксирует ноги. Поднимая малыша над твердой поверхностью, он рефлекторно будет поднимать голову, напрягать мышцы и раскидывать руки в стороны. Выдержав малыша в такой позиции, 20–30 сек., его опускают вниз. Прибегать к тренировке «летчик» разрешено с 4 мес.
  • «На мяче». Ребенка помещают на фитбол лицом вниз и совершают поступательные движения. Во время тренировки нельзя делать резких движений, малыша нужно просто немного покачивать. Затем его переворачивают лицом вверх и повторяют занятие. За счет тренировок на мяче у малыша не только укрепляется мышечный корсет, но и развивается вестибулярный аппарат. Это умение обязательно пригодится ему при освоении нового навыка, так как, располагаясь вертикально, ребенок должен уметь балансировать.

Упражнения доктора Комаровского оказывают на организм детей комплексное влияние. В первую очередь они предназначены для укрепления мышечного корсета и только потом направлены на выработку новых навыков.

Желательно перед началом упражнений проводить ребенку легкий массаж. За счет этого комплекс будет более эффективным. Не следует также заострять внимание на тренировках. Занятия следует проводить в форме веселой игры. Иначе малышу могут не понравиться проделываемые с ним манипуляции, и он станет выказывать протест.

Если ребенок начинает сидеть раньше соответствующего срока, не стоит пресекать его попытки. Ранний навык свидетельствует о том, что малыш хорошо развит. Но когда он, достигнув 7–8 мес., не старается присесть, не стоит насильно его усаживать. Лучше посетить специалиста и выяснить, какие методы способны пробудить у ребенка желание подняться.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: когда ребенок начинает сидеть

В каком возрасте ребенок начинает сидеть и как ему в этом помочь: